Главное

Атомный крейсер представляет опасность для Северодвинска

Атомный крейсер представляет опасность для Северодвинска
Ядерное топливо из «Адмирала Ушакова» нужно извлечь как можно быстрее.

Каждый год промедления с выгрузкой отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из реактора атомного крейсера «Адмирал Ушаков» в Северодвинске будет увеличивать опасность этой операции, заявил корреспонденту Центрального Военно-Морского Портала капитан первого ранга в отставке, председатель правления экологического правозащитного центра «Беллона» Александр Никитин.

Возрастание угрозы подтвердили член-корреспондент Российской академии наук, профессор Алексей Яблоков и эксперт по ядерной безопасности экологического правозащитного центра «Беллона» Алексей Щукин.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» в 1997 году прибыл на судостроительный завод «Звездочка» для ремонта, который так и не состоялся. С тех пор корабль стоит у причала «Звездочки».

«Есть нормы, жестко требующие соблюдать правила обращения с ядерным топливом, в том числе и в реакторах, — подчеркнул Александр Никитин. — И эти нормы не предусматривают столь длительного нахождения ОЯТ в каналах. Да, реакторы законсервированы, но чем дольше топливо там находится, тем тяжелее будет проводить операцию по его извлечению».

Известный эколог уточнил: операция ядерно опасная. Она опасна сама по себе, потому что во время ее проведения может возникнуть ядерноопасный режим или даже ядерная авария. А когда операция усугубляется такими факторами, как на «Адмирале Ушакове», она становится еще более опасной. В силу вступает и человеческий фактор — излишнее волнение перегрузочной команды. Впрочем, Никитин выразил надежду, что работа по извлечению ОЯТ обойдется без чрезвычайных происшествий.

По словам члена-корреспондента Российской академии наук профессора Алексея Яблокова, за 33 года, в течение которых ЯТ не выгружалось с крейсера, могли возникнуть повреждения урановых тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов).

«В отработанном топливе много плутония-239, много урана. Самое страшное, что может быть — это неуправляемая цепная реакция. Но для того, чтобы она возникла, нужны определенные условия, которые вряд ли возможны в остановленном, заглушенном реакторе. С выгрузкой топлива тянуть больше нельзя», — пояснил ученый.

Яблоков напомнил об аварии на АПЛ К-431, случившейся за шесть месяцев до Чернобыльской катастрофы. Тогда при перезагрузке реактора перегрузочная команда нарушила правила и регламенты, и произошел взрыв: часть свежего топлива выкинуло в бухту и на территорию завода. Вся перегрузочная команда погибла. При ликвидации последствий аварии переоблучились сотни людей. Если на крейсере «Адмирал Ушаков» при разгрузке реактора нарушат целостность тепловыделяющих элементов (ТВЭЛОв), произойдет радиоактивное загрязнение, но глобальной катастрофы не возникнет, считает ученый.

«Но сам реакторный отсек может оказаться загрязнен высокоактивными радиоактивными соединениями, тогда возникнут огромные проблемы при ремонте или утилизации этого крейсера» — добавил Яблоков.

«Считаю, что необходимо добиваться выгрузки ОЯТ, срочного докования, переводить крейсер в безопасное состояние и убирать его из акватории, освобождая причальное место», — заявил Алексей Щукин, эксперт по ядерной безопасности экологического правозащитного центра «Беллона».

25 декабря заместитель военного прокурора Северодвинского гарнизона Павел Коношенко сообщил ЦВМП, что военная прокуратура Северодвинского гарнизона начала проверку, исходит ли от атомного крейсера «Адмирал Ушаков» экологическая угроза городу. Проверка должна закончиться 15 января.

26 декабря 2013 10:30
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия