Политика

Проект «Губернаторы». Анатолий Ефремов: живой и бронзовый

Проект «Губернаторы». Анатолий Ефремов: живой и бронзовый
«Двина-Информ» продолжает проект, посвященный 25-летию возвращения должности губернатора Архангельской области. Вторым главой администрации нашего региона стал легендарный Анатолий Ефремов. Он был первым всенародно избранным и первым с треском проигравшим выборы.

Символично, что сегодня, в день выпуска материала про Ефремова, - день памяти «народного губернатора». Ровно семь лет назад Анатолий Антонович скончался после тяжелой болезни. После кончины о нем стараются говорить только хорошее, попутно давая его имя школам, открывая мемориальные доски и издавая книги. Но такой ли он был однозначно хороший?

Анатолий Ефремов прошел, как сейчас принято говорить, извилистый путь. Начинал в комсомоле, дошел до второго секретаря обкома ВЛКСМ. Затем, после какого-то проступка, его перевели в начальники автотранспортного предприятия. В 90-е годы Ефремов сумел вернуться во власть и стал вице-губернатором, затем руководителем представительства в Москве. На пост главы региона он взошел 20 лет назад, весной 1996 года после неожиданной отставки Павла Балакшина. С этого времени и началась короткая, но весьма интересная «эпоха Ефремова».

Сегодня «Антоныча» одни вспоминают как волевого, сильного и принципиального руководителя, ставят ему в заслугу развитие культуры и спорта. Другие ругают его за волюнтаризм, «известную русскую привычку» и забронзовелость к концу второго срока. Есть те, кто считает, что он в те сложные годы буквально спас Архангельскую область. Но критики указывают на то, что «время Ефремова» было временем утопий и «воздушных замков», а ни один проект так и не был реализован.

Ефремов трижды шел на выборы, дважды выигрывал. Оба раза у него были сильные конкуренты – сначала коммунист Юрий Гуськов, потом бывший зам Николай Малаков. Но народ выбирал «Антоныча», ставя на его харизму и открытый стиль работы. В третий раз Ефремову выиграть не удалось, причем провал был такой сильный, что больно ударил по его самолюбию. Вместо «рыжебородого помора» северяне выбрали директора молокозавода Николая Киселева, отдав ему три четверти голосов. Это был даже не провал, это было фиаско. Оправиться от него по сути Ефремов так и не смог... Но не зря говорят, что виноват был сам «Антоныч», слишком высокомерным и недоступным он стал в последние годы, превратившись из простого мужика в важного барина.

В памяти людей Анатолий Антонович сегодня остался как истинный помор, этакий «человек-рубаха». Что символично, памятник на могиле Ефремова сочетает эту самую русскость с суровой бронзой. А скульптор Сергей Сюхин поставил бюст Ефремова на фоне деревянного сруба, вылепив попутно сидящую на бревне бабочку. Таким мы и представляем себе экс-губернатора: простым и сложным одновременно.

Михаил Силантьев, депутат трех созывов Архангельского областного Собрания «Ефремов был равноудален от всех политических сил»

20 лет назад, в 1996 году, когда мне было 24 года, я стал депутатом областного Собрания от Маймаксы. Тогда всё только начиналось – самому представительному органу региона было чуть больше 2-х лет от роду – все правила и законы появлялись «с колёс» - в пылу жарчайших споров и компромиссов, в которых участвовали все поголовно депутаты, губернатор (тогда ещё – глава областной администрации) и другие высшие чиновники. Денег не было. Заводы стояли. Пенсии и пособия практически не платились. Даже зарплата депутатам выплачивалась с годовой задержкой. Инфляция была несколько сотен процентов в год. Чтобы выжить – люди распахивали все клочки земли – тем и кормясь. Бюджет мы принимали не на 3 года и не на год – а на каждый квартал - да и при этом ежемесячно корректируя его показатели. Каждый депутат тогда знал практически каждую цифру в этом громаднейшем документе – и каждый мог убедить коллег в необходимости поменять любую его строчку. Тогда ценились знания и умение убеждать. Именно тогда главой администрации был Анатолий Антонович Ефремов.

Я не был знаком с ним до этого – конечно – слышал разговоры – народ всегда любит посудачить о своих руководителях. А времена были суровые – и во всём в глазах людей виноваты были чиновники… Но при всем том – Ефремову всегда пеняли лишь за склонность к алкоголю – почему-то тогда вся губерния была уверена, что «наш рыжий губернатор» - вообще не просыхает!

На сессиях областного Собрания мы спорили с ним по формированию бюджетов  кому и сколько денег дать, кого освободить от части налогов – какой эффект будет от того или иного решения. Антоныч всегда спокойно и аргументировано парировал, «держал удар» депутатской критики. Именно тогда он организовал и провёл знаменитые «мозговые штурмы» в «Беломорье» - на которые была собрана вся областная «элита» - которая и сгенерировала проекты, которые поднимаются «на щит» в качестве стратегических и по сей день. Тогда впервые прозвучало слово «Белкомур», тогда заговорили о «Поморских алмазах», тогда начали стоить газопровод… В реализацию этих проектов, кажется, верил только он.

Шаг за шагом неплатежи расшивались, долги перед бюджетниками гасились – мы постепенно перешли с квартальных на ежегодные бюджеты – хотя это и было очень не просто. В область приходили новые налогоплательщики – и губернатор и председатель правительства лично вырешивали каждую проблему основных налогоплательщиков. Инвестиционный климат региона стал тогда настолько привлекательным, что в нашей области зарегистрировался даже такой гигант, как «Энергомашкорпорация»!

Я, как депутат Маймаксы – был «назначен» Ефремовым «прорабом» строительства Маймаксанского дома ветеранов и Емецкой средней школы. Несколько раз в год он лично приезжал на эти стройки и требовал, в том числе и от меня – чтобы качество работ проверялось постоянно, чтобы все проблемы тут же докладывались ему лично. Параллельно в Маймаксе – на средства заводов – строился ещё и храм Ксении Петербуржской – ход движения этой стройки тоже постоянно интересовал губернатора – он бывал и на нём вместе с епископом Тихоном…

Ефремов был равноудалён от всех тогдашних политических партий. Он  одинаково радостно приветствовал всех политиков, заглядывавших в область. Главное для него было – вытащить какую-то пользу для региона – любой госзаказ,  бюджетный трансферт, льготный кредит – который обещал его гость – для него становились целью. Для этого он сотрудничал со всеми – обеспечивал всем депутатам ГД и СФ режим благоприятствия. Собирал от них просьбы – выполнял их – но и сам постоянно просил их помочь в решении разных вопросов финансирования губернии.

При Ефремове у нас проводились кинофестивали – по улицам города бродили знаменитые артисты. Фуршеты и салюты тогда сильно раздражал местный бомонд – ведь на фоне бюджетных долгов и неплатежей они выглядели неадекватно… Все ругались, но от посещения этих банкетов никто не отказывался… Тогда же появился и фестиваль уличных театров – чётко разделивший всех за и против… Тогда он щедрой рукой отдал госпакеты акций наших ЦБК их нынешним владельцам – облСобрание и счётная палата долго разбирали эти сделки и даже признало их незаконными – но он дальнейшим действиям воспрепятствовал… Тогда не было охранников на входе в облСобр и администрацию – любой мог с улицы прийти прямо к нему в приёмную и поговорить… Тогда он думал уйти после 2-х сроков губернаторства в ГосДуму, но его планируемый преемник – мой товарищ Алексей Чурилов – погиб в аварии – и оставлять губернию Ефремов посчитал не на кого – отказался от мандата депутата и вновь пошёл на выборы. Тогда же и мне от него поступило предложение перейти на работу в его команду после выборов – но он их тогда проиграл…

Времена были лихие – не простые – и люди такими же. Характер был у каждого, кто выбивался наверх – на выборы приходило практически всё население губернии – задобрить или подкупить всех было невозможно – выбирали достойнейших – и Антоныч был своим в доску. Все знали о его слабости – но принимали – сами все были такими же. Но в воровстве, коррупции или глупости его не обвиняли – как последующих за ним правителей…»

Татьяна Подьякова, заслуженный врач России, Почетный гражданин Архангельска «Он был очень честный человек»

«Анатолий Ефремов был человеком горячим, эмоциональным, много помогал нашей медицине, решал наши проблемы, в том числе онкологического диспансера, который я возглавляла. Помогал и первой городской больнице и службе скорой помощи.

Множество проектов было начато именно при Ефремове: Белкомур, месторождения алмазов. Его задумки воплощались и потом, после его ухода с должности, он оставил большой задел.

Могу сказать точно, что он не воровал, никаких злоупотреблений за ним не было. Не было в нем личной корысти».

Александр Дунаев, бывший директор Архангельского театра драмы «Никогда не держал зла и всегда первым подавал руку»

«Он был настоящий русский мужик со своими достоинствами и недостатками. Помню такое его качество – он никогда не держал зла, всегда первым протягивал руку. Очень харизматичный руководитель, этого не хватает нынешней власти. Работал в самое сложное время, тогда мы этого не понимали, могли и покритиковать его. Очень тяжело пережил Ефремов проигрыш на выборах в 2004 году. Это была такая боль, которая оставалась до конца жизни. Потому он рано и ушел, я так считаю. Пустота убивает, он не мог без работы.

К сожалению, в те годы было мало возможностей, не хватало денег. Но Антоныч очень хорошо относился к культуре, к нашему театру, помогал. Помню, как он пришел к нам на юбилей в 2008 году, тогда он уже не был губернатором. Хорошо выглядел, был бодрым и подтянутым, как всегда. Мы говорили с ним, строили совместные планы, даже была такая мысль дать ему роль в спектакле. Никто не мог подумать, что его скоро не станет… Колоритный, яркий, настоящий». 

 

Ранее на эту тему:  Павел Балакшин: завхоз бесхозного времени

Алексей Морозов, 13 октября 2016 14:48
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия