В основе модели «завод–втуз» лежит система непрерывного инженерно-технического образования, которая носит многоуровневый характер: от профориентационной работы в школе до подготовки дипломированного профессионала. При этом важнейшим аспектом такого способа подготовки специалистов является заинтересованность предприятий в подготовке кадров.
— Специалисты, которые сегодня в отрасли нужны, будут востребованы и в перспективе. У нас в области созданы неплохие механизмы – это действующая на Севмаше система «завод-втуз», когда студенты фактически с первого курса работают на заводе, получая производственную практику. Это дает стопроцентную гарантию трудоустройства, при этом на завод молодые кадры приходят уже с определенным опытом. Такую практику, на мой взгляд, можно тиражировать и применять на территории всей страны, – отметил Александр Цыбульский.
Глава региона также добавил, что правительство области в настоящий момент активно модернизирует материально-техническую базу учреждений среднего профессионального образования – как следствие улучшаются условия для обучения и повышается престиж профессии.
Для ликвидации дефицита квалифицированных кадров, способных работать на сложном оборудовании, и развития человеческого капитала уже сейчас на федеральном уровне пересматриваются образовательные программы.
— Известно, что в судостроительной отрасли средний возраст работников достаточно высок, и профессиональные программы подготовки необходимо развивать с учетом отраслевых потребностей, повышая интерес к профессии судостроителя, – сказал заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.
На полях V международного форума «Судостроение в Арктике» также обсуждаются стратегические планы по обновлению и модернизации коммерческого и специализированного флота в Арктике, государственная поддержка судостроительных, судоходных и промысловых предприятий, задачи по диверсификации, импортозамещению и поддержке экспорта российских производителей в судостроительной промышленности и смежных сферах.