По легенде, возгорание возникло на лесной бирже № 3, расположенной на производственной площади АЦБК. Она служит для приёма и хранения древесины, которая поступает на площадку как автотранспортом, так и по железной дороге, а затем с помощью погрузчиков перегружается и укладывается в штабеля. Общая площадь лесной биржи — более 24 гектар. Сегодня здесь может разместиться до 100 тысяч кубометров древесины. Сама биржа состоит из восьми карт — участков, на которых расположены штабеля. Длинна каждого — до 280 метров, а ширина от четырёх до восьми метров. Поэтому любое возгорание на одном участке может обернуться масштабным пожаром на все территории биржи. Чтобы обеспечить безопасность этой площадки, на её территории расположены четыре пожарных водоёма объёмом от 250 до 500 кубометров, а также смонтирован кольцевой противопожарный водопровод, диаметром 200 миллиметров с установленными пожарными гидрантами. Именно эти гидранты сыграли решающую роль в тушении учебного пожара.
По словам начальника пожарно-газоспасательной службы АЦБК Сергея Шереметьева, безопасность — приоритет руководства комбината, поэтому еще в 2006 году на предприятии было создано своё подразделение. Причем в зоне его ответственности — не только проведение аварийно-спасательных работ при аварийных и чрезвычайных ситуациях на территории комбината, но и безопасность города Новодвинска.
— Поэтому мы уделяем особое внимание процессу постоянного обучения и отработки практических навыков при различных ситуациях, — отметил он. — Кроме того, помимо основного состава пожарно-газоспасательной службы, у нас есть и нештатные спасатели, которые также работают на территории комбината и в частных охранных структурах.
Кстати, именно внештатные противопожарные формирования самой лесной биржи первыми приступили к тушению условного возгорания, а также организовали эвакуацию техники. Среди первых — и сотрудники частного охранного предприятия. Их задача — организовать оцепление зоны происшествия.
С момента, когда обходчик биржи увидел первые условные очаги пламени в штабелях, до прибытия первых пожарных машин пожарно-газоспасательной службы АЦБК прошло несколько минут. Затем подтягиваются силы спасательного гарнизона Новодвинска. Зная объект, именно начальник смены пожарно-газоспасательной службы АЦБК до прибытия к очагу возгорания ставит задачи всем пребывающим отделениям, а те, в свою очередь начинают развертывания сил и средств самостоятельно под командованием своих командиров. Потом на месте ЧС организуется оперативный штаб. Его первое решение оперативного — направить основные силы на защиту негорящего штабеля, тем самым не допустить распространения огня. Тем временем площадь возгорания увеличивается до 300 квадратных метров, пожару присваивается повышенный ранг сложности, запрашиваются дополнительные силы из Приморского района и Архангельска.
С южной стороны горящего штабеля к борьбе с огнём включается пожарная часть № 53 из Новодвинска. Их задача — с помощью автолестницы подать лафетный ствол наверх и оттуда сдерживать распространение огня. С северной стороны огонь сдерживают подразделение АЦБК — и в это время в небо взлетает «Орёл». Это специальная пожарная автолестница на базе автомобиля «Магирус». Максимальная длина вылеты стрелы — 30 метров. При этом пожарные могут осуществлять подъём как по самой лестнице, так и находится в люльке. Ещё одна машина подразделения оснащёна специальной системой пожаротушения «Натиск», которая может одновременно подавать и воду, и пену для тушения самых сложных возгораний.
Чтобы остановить распространение огня, принимается решение сформировать разрыв в штабеле. Для этого привлекается погрузчик и железнодорожный состав с несколькими вагонами. Задача — оперативно изъять часть древесины из полыхающего штабеля и перегрузить в подвижной состав. Несмотря на то, что погрузчик работает на безопасном расстоянии от очага пожара, технику приходиться проливать водой, а оператору погрузчика — маневрировать под струями воды. Но он с этим справляется — разрыв обеспечен, пожар локализован, теперь задача — потушить возгорание полностью. Для этого привлекают специальный пожарный поезд. Он постоянно базируется на станции Исакогорка. В его составе — специальный вагон, в котором есть все необходимо для автономной работы, в том числе запасы еды, и две цистерны с водой. Преимущественно, он предназначен для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательный работ на железной дороге. Но запросу региональных сил МЧС пожарный состав привлекается в сложных ситуациях. Примечательно, что локомотив в состав пожарного поезда не входит — он предоставляется железной дорогой по сигналу «Тревога».
На крыше придвижной автоцистерны поезда установлен специальный ствол для подачи воды — похожий на пушку. Для подключения всех систем уходит несколько минут и вот уже большая струя воды дотягивается до очага возгорания. Через несколько минут пожар полностью потушен.
По словам Сергея Шереметьева, на сегодняшних учениях был отработан целый комплекс мероприятий.
— Это и уменьшение площади пожара, подача максимального количество стволов для тушения пожара, защитные действия, привлечение максимального количества личного состава и персонала комбината, — отметил он. — Эти навыки в дальнейшем помогут минимизировать ущерб при возникновении подобных ЧС.
Сам Сергей работает в пожарной охране уже более 30 лет и прекрасно помнит страшный пожар, который произошел в 2011 году в речном порту Архангельска, на территории склада древесины.
— Там были большие конъюнктивные потоки воздуха — выброс круглого леса на расстоянии 200 метров, бревна просто летели на поселок, — рассказывает он. — Тогда задача стояла обеспечить безопасность поселка, и пожарные в итоге справились — не дали огню зайти на посёлок.
По словам Шахобиддина Ваккосова, начальника ГУ МЧС России по Архангельской области, при проведении подобного рода учений главная задача — отработать взаимодействие всех сил и средств.
— Нам было важно посмотреть как будет организовано взаимодействие федеральных и областных сил, а также подразделения объекта, — отметил он. — Также мы привлекли ведомственную пожарную охрану в виде поезда. По итогам могу сказать: что-то у нас получилось, где-то предстоит дальше отрабатывать совместные действия. Поэтому подобные рода учения будем дальше проводить, чтобы личный состав получил хорошую практику, которая пригодиться впоследствии для тушения. Сегодня я вижу, что личный состав АЦБК обучен и умеет работать, есть некоторые вопросы, которые можно решить постоянными тренировками и дальнейшей учёбой.