Главное

Под Каргополем построили мост в 1049-летней деревне

Под Каргополем построили мост в 1049-летней деревне
До этого образец деревянного зодчества в деревне Тихманьга тихо сгнивал над быстрой рекой.

Любопытно, что сама по себе деревня была впервые упомянута еще в 970 году от Рождества Христова. На деревянном «цилиндре-замке», найденном в ходе раскопок в Новгороде, в слое конца X века (970-е — 980-е гг.), имелась  кириллическая надпись: «Мецъницъ мѣхъ въ Тихъм[ен]гѣ пол[чет]ъвѣръ[та]». Что в переводе на привычный нам  язык означает примерно следующее: «Мешок сборщика государственных доходов в Тихменге. Три с половиной гривны». То есть и налоги здесь вовсю собирали, и мосты наверняка строили. Не вплавь же до денег добираться.

Впрочем, ни одной  летописи с указанием даты первой постройки моста того времени в Тихманьге не сохранилось. Поэтому считается, что старый Патровский мост (Тихманьга также называается деревней Патровской) был возведен в 1953 году (на месте аналогичного существовавшего ранее). Впоследствии объект включили в государственный реестр объектов культурного наследия, официально утвердив его статус памятника истории и культуры деревянного зодчества.

Несмотря на внешнюю простоту этот северорусский мост представляет не меньшую историческую ценность, чем, например, мосты Санкт-Петербурга, сообщает пресс-служба властей Поморья. Именно в простоте заключена красота построенного для утилитарных нужд сооружения. А еще в том, что объект, учитывая природные особенности, гармонично вписывается в ландшафт. Конструкция Патровского моста деревянная, ряжевая, в пять пролетов, имеет два береговых устоя, четыре опоры («быка») из деревянных срубов, рубленных «в лапу» и заложенных в основании валунами, что объясняется быстрым течением реки.

По воспоминаниям тихманьжан, мост начал рушиться более двадцати лет назад. В 2016 году был уже в абсолютно непригодном состоянии: не только проезд транспорта по нему не представлялся возможным, но даже пешеходам ходить было крайне опасно. В результате деформаций в основании ряжей верх срубов неравномерно просел, образуя значительный крен в сторону течения с угрозой обрушения. Прогоны пролётов прогнили и опасно провисли, на отдельных участках обрушились.

Теперь, после 4 месяцев работы, мост воссоздан заново.

3 декабря 2019 11:14
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия