Главное

Движение вниз

Движение вниз
Несколько лет назад наткнулся на одну статью в Интернете. Рассказывала она о людях, которые добровольно отказываются от благ социума типа карьеры, жизни в мегаполисах и даже денег ради свободы и душевного равновесия. Их называют научным и не совсем приятным для слуха словом - дауншифтеры. Оказалось, что такие есть и вокруг меня.
Так, один мой старый друг продал свою двухкомнатную квартиру в крупном уральском городе и купил деревенский дом. Ему 45 лет, но он вот уже несколько лет не работает. Сначала жил на деньги, полученные после купли-продажи, затем перешел на садоводство-огородничество. На своем приусадебном участке высаживает овощи, затем делает запасы на зиму. Что-то продает, а на полученное покупает одежду, обувь и необходимые в быту вещи. Алкоголь не употребляет, курить бросил, мясо практически не ест. Живет с печным отоплением, но не горюет. "Наколю дров, навезу воды, согрею кастрюли, наварю еды и счастлив. Долгое время я стремился к этому. Чтобы вставать на заре и делать зарядку во дворе, а закат встречать с чашкой чая и светлыми мыслями. У меня нет начальников и работодателей. Нет жены и детей. Я к минимуму свел общение с внешним миром, потому, что он стал для меня раздражителем. И вот уже несколько лет я ощущаю настоящую гармонию", - говорит мой друг Игорь.

В свое время у него было немало жизненных проблем: пьянство, нищета, смерть близких, тяжелая болезнь. Но главной бедой стал внутренний конфликт с окружающим миром. Вот живешь ты в своей квартире, и, кажется, находишься слишком далеко от земли. Ты в обществе потребления и следуешь его законам. Чтобы поесть, надо идти в магазин. Чтобы развлечь себя - смотреть телевизор или ходить в кино. Чтобы купить все необходимое, нужно вкалыватть "на дядю". Иногда вопреки своим принципам и душевному здоровью. Потому, что так надо. Потому, что так живут все. 

Теперь Игоря мало что волнует из "прошлой" жизни. Труд земеледельца и мышление философа помогают ему не застыть во Вселенной. Он снова стал писать тексты, - то ли прозу, то ли публицистику. Так как есть в доме Интернет, то он общается через него с внешним миром. Но аккуратно, дозированно. Чтобы не навердить себе. Слушает хорошую музыку, смотрит добрые фильмы, переписывается с единомышленниками. Игорь говорит, что только земля может по-настоящему прокормить и утешить. "В России при любом раскладе нужно быть ближе к земле. В городе ты не "наешься". 

Есть и другие дауншифтеры в моем окружении. Еще один знакомый из Архангельска, в прошлом директор крупной региональной компании, вот уже пять лет нигде не работает, существуя на проценты. Путешествует по миру, иногда, когда заканчиваются деньги, фрилансит. "Я стал меньше тратить на ерунду. Новые авто, айфоны, шмотки, аксессуары, - все это не так важно. Простая еда, отсуствие алкоголя, незатейливая одежда. Я радуюсь простым вещам и занимаюсь подорванным за годы работы в бизнесе здоровьем. В какой-то момент я понял, что если не остановлюсь, то просто погибну от бесконечных стрессов. Теперь я ценю каждый прожитый день", - говорит 50-летний Андрей.

Некоторые дауншифтеры сдают свои квартиры, берут накопления и уезжают, например, в Таиланд. Жизнь там  сравнительно дешевая и солнечная. Если у тебя недвижимость в Москве или Питере, то можно жить даже не работая, платя за сьем и тратя на продукты и развлечения. Некоторые, у кого накоплений побольше, перемещаются с места на место: Индия, Гоа, Лаос, Вьетнам. Многие втягиваются. Для кого-то это временный вариант типа переключения. Кто-то, кому позволяет профессия, фрилансит, благо, что существует Интернет. 

Читал много отзывов про дауншифтеров с критикой: мол, лентяи, интроверты, психически неполноценные. Социум говорит, что дауншифтинг - это движение вниз. Вроде как идешь ты по карьерной лестнице, улучшаешь материальное благосостояние, плодишься и размножаешься, берешь ипотеки, строишь планы, - и это правильно. А когда от всего этого отказываешься ради свободы, то уже неадекват. Но так ли это на самом деле? А может быть, бег иногда требует остановки и передышки? Ведь жизнь не бесконечна, а тратить ее только на покорение вершин не совсем верно. Если посмотреть вниз, то можно увидеть то, чего не видишь в процессе. И услышать тишину, в которой музыки гораздо больше, чем в миллионах звуков мегаполиса. 

Кстати, дауншифтерами, по сути, были Лев Толстой и Джером Сэлинджер. Оба прожили достаточно долго и смогли сохранить себя, творчество и незамутненный взгляд на вещи. Это ли не счастье?
Владимир Казанцев, 9 февраля 2018 18:07
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия