Главное

Про веру и суеверие

Про веру и суеверие
Приближается один из самых важных православных праздников - Крещение Господне. По традиции, многие россияне планируют искупаться в иорданях. Другие россияне в святки предпочитают гадать на "суженых-ряженых".
Лично я человек не воцерквленный. Это, скорее, недостаток, чем достоинство. В церковь хожу редко, предпочитая обращаться к Богу в мыслях. Ну и поступки стараюсь свои сверять с нравственными законами, заложенными в Священном Писании. Далеко не всегда получается. Предаваясь малодушию, говорю, что виноват окружающий мир, не позволяющий соблюдать чистоту духовную. Отговорки и еще раз отговорки.

Не так давно руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии отец Евгений Соколов назвал святочные гадания "обращением к cатане". Заявление характерное для этого батюшки - весьма жесткое и нелицеприятное. "Если мы добровольно обращаемся к демоническим силам, Господь уходит. А темные духи становятся сильны и могущественны над нами. Кончается это всегда плохо, ведь гадания - тяжелый грех», - цитирует слова батюшки сайт епархии. 

После этого громкого спича на отца Евгения снова набросились с упреками. Мол, слишком священник перегибает. Ну, гадают, и что здесь такого? Не запретишь ведь, например, это делать молодым девушкам, которым по традиции подобное суеверие передалось от мам и бабушек. А кто-то вообще совмещает походы в церковь с верой в гороскопы и магию. И тоже можно сказать - да что такого? И что, мол, наши батюшки все время лезут в "светскую жизнь"?

С одной стороны, позиция церкви действительно иногда звучит, так скажем, несовременно и жестковато. Сразу возникают голоса о слиянии ее с государством и правах человека, свободе мысли и так далее. Но, с другой стороны, наши люди, почему-то, продолжают верить в сверхестественные вещи вроде духов, НЛО и ведьмаков. Плодятся, как грибы после дождя, разные секты, иногда даже совершенно жутковатые вроде "свидетелей Бога Кузи", глава которой недавно был осужден. По телевизору сплошняком идут передачи о "потусторонних мирах" и разных прорицателях. Хочется спросить: так во что же мы тогда верим? В какого Бога? И, если не верим ни в какого, то почему нас так задевают слова батюшек об "обращениях к cатане"?

Люди переходят на другую сторону дороги, завидев черную кошку. Боятся женщин с пустыми ведрами. Ходят в церковь, чтобы поставить свечку, а потом идут в кабаки дуть водку, закусывая, "чем Бог послал". Постятся только для того, чтобы похудеть. Молятся только когда "гром грянет". Не об этом ли лицемерии регулярно говорит главный миссионер Архангельской епархии отец Евгений Соколов? Да, говорит иногда агрессивно, но кто из нас без греха?

К сожалению, вера и суеверие в России давно смешались. Возможно, причиной стали и десятилетия гонения на церковь, годы атеизма и марксима, когда за крещение ребенка могли из комсомола выгнать. Но ведь сейчас другое время, мир на волю дан. Хочешь - верь в Бога, хочешь - гадай на кофейной гуще, хочешь - вообще живи без всяких нравственных ориентиров. Соблюдай уголовный кодекс, плати налоги - и для государства ты образцовый гражданин. А Бог? Ну, когда понадобится, то мы его позовем. Как официанта.

В очередной раз россияне в ночь на Крещение окунутся в студеную воду. Но многие ли понимают, что это не обычное моржевание, а обряд, несущий глубокий смысл? Да и не в нем, в сущности дело. А в том, что мы хотим от подобного действия получить...
Алексей Морозов, 18 января 2018 18:38
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия