Главное

Елена Попова, главный врач Архангельского центра СПИД: Каждый должен знать свой ВИЧ-статус

Елена Попова, главный врач Архангельского центра СПИД: Каждый должен знать свой ВИЧ-статус
В России стали больше говорить о СПИДе. Связано это с шокирующей новостью: в Екатеринбурге несколько месяцев назад была объявлена эпидемия ВИЧ. А как в Архангельской области? Сколько заразившихся, когда создадут "лекарство от СПИДа" и поможет ли легализация проституции? Поборет ли нравственное поведение эту болезнь? Наш собеседник – главный врач центра СПИД Елена Попова.

-В Екатеринбурге недавно была объявлена эпидемия СПИД. Вскоре были названы самые неблагополучные регионы по ВИЧ. Как обстоят дела в Архангельской области? Есть ли рост числа заболевших? И как чаще всего происходит в нашем регионе заражение?

- Ежегодный показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией, рассчитанный на сто тысяч населения, в Архангельской области постоянно ниже общероссийского. Но почему мы сейчас бьем тревогу? В прошлом году в Архангельской области отмечался рост новых случаев ВИЧ-инфекции на 80 процентов по сравнению с предыдущим годом, в этом году - на 40 процентов. Почему вдруг обозначилась такая тенденция? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, вероятных причин несколько.

Во-первых, начиная с 2014 года из федерального бюджета выделяются значительные средства на первичную профилактику, и наша область в числе других регионов усилила в этом направлении работу. В связи с ростом информированности населения мы отметили увеличение обращаемости для тестирования на ВИЧ-инфекцию. А раз она возросла, то и выявляемость возросла.

Во-вторых, в медицинских организациях области проводится постоянная работа по обследованию на ВИЧ-инфекцию пациентов в соответствии с клиническими показаниями. Грамотный подход к выявлению показаний и настороженность в отношении ВИЧ-инфекции часто позволяют выявлять болезнь на ранних стадиях.

И третья причина – вовлечение в эпидпроцесс наркопотребителей, то есть рост количества заражений при внутривенном немедицинском употреблении наркотических веществ. Вот общие цифры по заразившимся: всего за 2014 – 109 человек, в 2015 – 197, а за 2016 год – уже 265. Что касается зараженных при внутривенном немедицинском употреблении наркотиков, то в 2015 году от общего числа цифра составляла 36,4 процентов, а за неполный 2016 год – 49,1 процентов. Но давайте посмотрим в абсолютных цифрах: за 10 месяцев прошлого года - 56 случаев, за 10 месяцев этого года - уже 109. Как вы видите, рост существенный.

В структуре причин заражения ВИЧ-инфекцией половой путь передачи тоже остается актуальным: за 10 месяцев нынешнего года гетеросексуальным путем заразились 40,1 процентов от общего числа вновь выявленных больных, 3,8 процентов – через гомосексуальные контакты. Таким образом, чаще всего заражаются при внутривенном употреблении наркотиков, чуть меньше – при половых контактах. Распространение ВИЧ-инфекции преимущественно происходит в возрастных группах от 20 до 40 лет.

-Есть ли случаи заражения в стоматполиклиниках и т.д.?

-По стране в целом есть случаи заражения при оказании медицинской помощи. Но здесь надо говорить не только о пациентах, но и медработниках при оказании помощи больным ВИЧ-инфекцией. У нас в регионе проводимый комплекс мероприятий позволяет предупреждать внутрибольничные заражения. И в Архангельской области нет зарегистрированных подобных случаев.

-Существует ли на областном уровне программа профилактики ВИЧ? И, если она есть, то дает ли положительный эффект?

-Есть региональная программа развития здравоохранения, в рамках нее предусмотрено финансирование комплекса мероприятий по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции. Финансирование осуществляется как за счет федерального бюджета, так и регионального. На сегодня в области обеспечен весь спектр лабораторных исследований, предназначенных для своевременного выявления больных, для контроля проводимого лечения. Все пациенты, в соответствии с показаниями, получают антиретровирусную терапию. В целях активизации профилактических мероприятий в регионе, с учетом финансирования из федерального бюджета, для доведения информации до населения задействованы телевидение, радио, печатные издания, интернет-ресурсы. Надеемся, что повышение уровня информированности позволит предотвратить новые случаи заражения, а также максимально тестировать на ВИЧ население нашего региона.

Кроме этого, в 2016 году в области разработан и утвержден план первоочередных мероприятий по противодействию распространению ВИЧ-инфекции, в котором скоординирована работа различных ведомств. В реализации мероприятий плана задействован не только центр СПИД, но и другие государственные медицинские организации, образовательные учреждения, УФСИН, привлечены общественные организации.

-Почему, на ваш взгляд, так мало говорится о противозачаточных средствах (презервативах), которые защищают от заражения?

- Я с вами не соглашусь. Специалисты центра СПИД при проведении профилактической работы, будь то чтение лекций в школах, других учебных заведениях, трудовых коллективах, в программах мероприятий обсуждают барьерные средства для защиты от ВИЧ-инфекции и других инфекций, передаваемых половым путем. Когда мы говорим о профилактике, то изначально делаем акцент на исключение рискованного поведения. Что нужно для этого? Не употреблять наркотики, не вступать в сомнительные половые контакты, особенно с теми, кто употребляет наркотики. Приоритет семьи и верности – об этом мы тоже говорим. Понятное дело, что сегодня присутствует так называемая свобода половых отношений. Но всегда необходимо помнить о рисках в связи с этим.

- А среди проституток есть какая-то работа?

- Это очень сложно, так как это закрытая группа и нам сложно туда проникнуть. Но мы очень надеемся, что общие меры профилактики доступны и для коммерческих секс-работниц. Лица из данной группы риска могут прийти к нам обследоваться, не называя род занятий.

- Может легализовать проституцию, как предлагал директор федерального Центра СПИД Вадим Покровский?

-Честно говоря, я против этой легализации. Все-таки, нужно делать акцент на нравственном воспитании молодежи: тогда будущее поколение будет жить без СПИДа. Вряд ли помогут публичные дома решить проблему. Когда существует культ семьи и здорового образа жизни – не будет болезни. Узнать свой ВИЧ-статус, сохранять верность друг другу и тогда все будет замечательно. Конечно, это в идеале. Вадим Валентинович Покровский скептически к этому относится, я знаю. Но вот пример: к нам приходили женщины, которые заразились после того, как муж сходил «налево». А это женщины, не относящие себя к группе риска.

-Говорят, что лекарство против СПИДа еще не придумано. А какие есть поддерживающие средства и как долго они могут продлить жизнь человека?

- Для полного излечения от СПИДа лекарства нет, но для лечения болезни оно есть. Это противовирусные препараты, которые помогают снизить количество вируса в крови до неопределяемого уровня. Сохраняется качество жизни больного ВИЧ-инфекцией, и такой человек становится менее опасным в плане передачи инфекции, то есть лечение вполне обоснованно рассматривается как профилактика. Работа по противодействию распространению ВИЧ-инфекции во всем мире направлена на реализацию глобальной цели «90-90-90»: 90 процентов людей, живущих с ВИЧ, должны знать, что инфицированы, 90 процентов выявленных больных должны получать специфическое противовирусное лечение и у 90 процентов из тех, кто лечится, должен быть неопределяемый уровень количества вируса в крови. Что касается длительности жизни больных, то все зависит от иммунной системы, от своевременно начатого лечения, от того, как пациент выполняет все рекомендации врача. Для того, чтобы своевременно начать лечение, необходимо выявить заболевание как можно раньше. Поэтому мы вновь и вновь не устаем приглашать в центр СПИД, поликлиники по месту жительства для того, чтобы получить консультацию специалиста и пройти тестирование на ВИЧ.

Алексей Морозов, 6 декабря 2016 12:22
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия