Главное

В Архангельске открылась выставка о смотрительницах музея

В Архангельске открылась выставка о смотрительницах музея
Фотовыставка Энди Фриберга восстанавливает справедливость, превращая в «главных экспонатов» не живописные полотна, а смотрительниц, их оберегающих.

Напомним, в 2008–2009 годах американский фотограф Энди Фриберг создал серию портретов смотрителей российских музеев: Русского, Пушкинского, Третьяковской галереи и Эрмитажа. 20 октября его работы стали доступны архангельскому зрителю.

К открытию, такому же камерному, как и представленные на экспозиции портреты, в музее воссоздали боевой пост смотрителя — стул с повешенной на него сумкой, — чтобы любой посетитель, присев на него, мог почувствовать себя героем выставки. 

Первое упоминание о профессии музейного смотрителя в России датируется 1774 годом. Этот интересный факт гостям поведала куратор выставки, специалист по экспозиционно-выставочной работе музея ИЗО Валерия Зиновьева. Причём во времена Екатерины Великой это была мужская работа, тогда как сейчас профессия неизменно ассоциируется с образом пожилой женщины — этакого «божьего одуванчика».

— Мы очень рады, что архангельский зритель, благодаря Государственному центру современного искусства, смог увидеть эти 19 оригинальных работ автора в нашем городе, — сказала куратор. — Но еще приятнее, что сегодня нас могут видеть и слышать наши смотрители.

Валерия Зиновьева передала слово «самому главному начальнику» музейных смотрителей, человеку, который посвятил музею большую часть жизни и который помогал готовить эту выставку — Эмме Бабкиной.

— Я пришла сюда 20 лет назад, когда вышла на пенсию, отработав на очень серьёзной работе. Пришла и думаю: «За что тут деньги платят? Такая красота, так всё интересно…», — рассказала ветеран музея. — А потом поняла — не зря. Смотрителем работать не так легко, как кажется: сидеть, ничего не делать и всё время в «напряге».

В музее воссоздали боевой пост смотрителя — стул с повешенной на него сумкой, — чтобы любой посетитель, присев на него, мог почувствовать себя героем выставкиВ музее воссоздали боевой пост смотрителя — стул с повешенной на него сумкой, — чтобы любой посетитель, присев на него, мог почувствовать себя героем выставки.

Сберечь каждую картину

Мы познакомились и с действующим смотрителем музея — Ольгой Покидовой. Она попала на эту работу по велению случая.

— Мне не хватала месяца стажа, чтобы получить пенсию, и я пришла в музей, — рассказала наша собеседница. — И окунулась в совершенно другой мир! Первая выставка была посвящена живописи Зураба Церетели, я её навсегда запомню, потому что это было совершенно замечательно! Меня потрясли его картины. И с тех пор я уже пятый год работаю с огромным удовольствием.

— Наверное, не так-то просто сидеть на одном месте?

— Да, да, особенно, когда немного народу, это утомляет. Но всё равно, когда приходишь на работу, первым делом идёшь и рассматриваешь картины, как будто с ними что-то могло случиться за ночь. Или как будто здороваешься с ними. Когда у нас проходят выставки, я выбираю себе любимую картину и каждый день ею любуюсь.
— А случалось вам когда-нибудь проявить строгость?

— Случалось. Одна молодая женщина с ребёнком довольно небрежно отнеслась к иконе, и я сделала замечание. Потом она на меня жалобу написала. Но что делать, такая работу. Каждую картину, особенно если она старая, хочется поберечь, чтобы её наподольше хватило. 

— А до этого вы были связаны с искусством?

— Я в своё время пела в Северном хоре, так что, да, немножко была.

Пожалуй, самое любопытное в портретах на выставке — это контраст между фигурой смотрительницы и тем, что изображено на шедевре у неё за спиной. Этот контраст хорошо просматривается на снимке, сделанном в Третьяковке. Очень благообразная спокойная женщина изображена на фоне деревянных примитивистских скульптур современного художника Николая Ватагина. Или же другая героиня проекта — сидящая, скромно сложив руки на коленях, в то время как на картине Александра Дейнеки бегут спортсмены. Об этом пишет ИА "Регион29".

Мария Атрощенко, 21 октября 2016 17:48
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия