Главное

Рыбную отрасль ждут перемены

Рыбную отрасль ждут перемены
Продолжается подготовка к заседанию президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. По его итогам будет определена стратегия для рыбной отрасли России.

На днях президент Владимир Путин принял национальную Морскую доктрину, в которой были обозначены следующие приоритеты – укрепление позиций в акваториях мирового океана и возрождение военного и гражданского национального судостроения. Новый раздел документа, привлекший внимание рыбопромышленников от Архангельска до Владивостока, посвящен преференциям за строительство судов на отечественных верфях.

Отечественный флот морально устарел, падает эффективность лова и береговой переработки. Отрасль ежегодно теряет по 16-20 судов в связи с достижением ими «пенсионного возраста», когда они становятся непригодными для нормальной работы. По подсчетам Союза рыбопромышленников, средний возраст российских траулеров составляет около 30 лет, а более 80% судов эксплуатируются с превышением нормативного срока службы. При этом новые корабли никто не строит, по крайней мере – у нас: за последние десять лет не было спущено на воду ни одного крупнотоннажного рыболовецкого судна.

Новый принцип, который называют «квоты под киль», может отчасти решить эту проблему.

Еще один вопрос - распределения квот – кому и по какому принципу выдавать лицензии на вылов рыбы.

Исторический принцип распределения квот, базирующийся на расчете среднегодовых объемов вылова за последние несколько лет и закреплении соответствующих показателей за компаниями, вероятно, будет сохранен. О нем не так давно говорил Игорь Орлов, он входит в рабочую группу по подготовке Госсовета.

Критики этого принципа говорят, что «он не стимулирует повышение эффективности - дали тебе квоту, и она у тебя есть всегда. И особо беспокоиться тебе не о чем».

Государство ищет компромисс. Пока таким компромиссом стало то, что с 2018 года к уже действующему историческому принципу добавятся «квоты под киль».
Идея проста – предоставить дополнительные объемы на вылов рыбы тем, кто делает выбор в пользу российских верфей. Строишь новые отечественные суда – получай больше квот. Например, как предлагают рыбопромышленники, можно резервировать 20% от общей квоты под строительство новых судов. Каждый раз, когда со стапелей будет сходить очередное судно, правительство будет определять, какую именно долю выделить владельцу в соответствии с тоннажем и оснащением корабля. Благодаря данному подходу, лет десять новое судно будет дополнительно окупаться за счет новой квоты.

Есть и дополнительные стимулы: если верить новостям, государство в лице Минтранса и Минпромторга разработало программу утилизации, в рамках которой любой владелец речного и морского флота может избавиться от «рухляди», получить за это судовый утилизационный грант и использовать его для постройки нового судна на российских верфях. Правила просты: возраст старого судна должен быть более 30 лет, а в собственности оно должно находиться не менее 3 лет, размер гранта должен составлять как минимум 10% от стоимости нового судна. Всего на финансирование судовых утилизационных грантов с 2017 по 2030 год планируется потратить свыше 10 млрд рублей.

Разумеется, при таком обилии «пряников», должен быть и «кнут». Так, чиновники вспомнили о «рыбных рантье», которые торгуют квотами, а рыбу не ловят. Теперь они будут лишаться лицензий. Не освоил хотя бы 70% квоты собственными или арендованными судами в течение пары-тройки лет – лишаешься квоты.

Еще один до сих пор не решенный вопрос, который ставится на повестку дня осеннего заседания Госсовета, – сроки закрепления квот по историческому принципу. С одной стороны, 25 лет квотирования (а именно о такой цифре говорят депутаты) позволяют стабилизировать ситуацию на четверть века вперед. С другой стороны, это золотая жила для «квотных рантье», а для неэффективных собственников – возможность еще пару десятков лет «докатывать» старые «посудины».

По оценкам Рыбного союза, объединяющего крупнейших российских рыбопромышленников, оптимальный срок для закрепления квот по историческому принципу – не более 10 лет. 

По материалам Макса Фишмана, институт региональной экспертизы. , 4 августа 2015 09:40
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия