Новый глубоководный порт площадью 160 гектаров будет возведен в рамках транспортной стратегии России до 2030 года.
Архангельский порт сегодня — крупнейший на Русском Севере. Протяженность причальной линии в районе порта Экономия превышает 3,4 км. Порт может принимать суда длиной до 190 м с осадкой до 9,5 м водоизмещением до 30 тысяч тонн. Архангельск располагает единственным контейнерным терминалом на Севере России. Он был построен в начале 1970-х годов и ориентирован на обслуживание трассы Северного морского пути. Сейчас через Архангельский порт активно поставляются грузы для освоения углеводородных месторождений на полуострове Ямал. В частности трубы для прокладки нефти — и газопроводов. Специфика их использования в Арктике требует бетонирования. Для этого на территории порта Экономия построен завод по обетонированию труб. Через Архангельск в центральные районы страны поставляется продукция Норильского промышленного района, в частности листовой никель и медь.
Строительство глубоководного порта в Архангельске — серьезный шаг в развитии Северного морского пути как национальной транспортной магистрали России. Это единственная океанская коммуникация, которая на всем своем протяжении проходит по нашим территориальным водам. Поэтому возрождение российской северной транспортной системы отвечает интересам не только Архангельской области, но и других приполярных регионов страны.
«Кроме того, эта трасса в три раза сокращает путь из Европы на Дальний Восток и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Северный морской путь испокон веков начинался здесь, в Архангельске и сегодня мы сохранили опытные кадры, у нас базируется ледокольный и гидрографический флот, создание Северного федерального университета также ориентировано на освоение Арктики. Немаловажным плюсом Архангельска является размещение в нашем городе Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которое располагает гидрографическим флотом, обеспечивает навигацию на Севморпути до Певека», — сообщил мэр Архангельска Виктор Павленко.
Одним из плюсов столицы Поморья как свободной портовой экономической зоны является существенное увеличение потока грузов после реализации проекта «Белкомур» — железной дороги, которая свяжет Архангельск с Уралом и Cибирью. Комплексное воплощение в жизнь трех проектов — Северного морского пути, «Белкомура» и глубоководного порта в Архангельске изменит транспортную схему страны, позволит освоить потенциал многих территорий. Например, 2/3 лесов Архангельской области сейчас недоступны. Введение в строй «Белкомура» приведет к увеличению расчетной лесосеки на 14 млн. кубометров, сообщает пресс-служба мэрии Архангельска.