«Старший сын» — пьеса Александра Вампилова, известная многим по одноименной экранизации 1975 года, где главные роли исполнили Евгений Леонов, Михаил Боярский, Николай Караченцов, Светлана Крючкова. И тех, кто пришел в «Молодежку» на премьеру в прошлые выходные, ждало множество сюрпризов.
Во-первых, режиссер спектакля из Москвы Михаил Егоров объединил в своем творении три редакции пьесы — «Нравоучение с гитарой» (существует только в машинописном варианте) 1965 года, «Предместье» 1968 года и всем знакомый вариант «Старший сын» 1970 года. В спектакле много монологов, которых нет в последней редакции, много песен и музыки из «Нравоучений».
«Это чуть-чуть другая история. Очень знакомая и очень незнакомая, — рассказал корреспонденту «Двины-Информ» перед премьерой режиссер Михаил Егоров. — Даже главный герой здесь не такой, к которому все привыкли. Бусыгин не добрый, он такой же живой человек, как и все. Это именно его инициатива — совершить обман, а не Сильвы, как все знают по фильму».
Напомним, эта история начинается с обмана. Двое молодых людей — Бусыгин (Александр Берестень) и Сильва (Евгений Новосёлов) — провожают девушек, с которыми только что познакомились, в пригород в надежде на приют. Однако дамы оказались «не из таких», и дали ухажерам от ворот поворот. Опоздав на электричку, замерзшие и голодные, студенты обманным путем попадают в дом чудаковатого музыканта Сарафанова (Степан Полежаев), который готов верить всему, что ему скажут. Этот обман перевернет жизнь всех героев произведения.
Перед молодыми архангельскими актерами стояла непростая задача — сыграть людей эпохи конца 60-х годов, о которых им известно только со страниц учебников истории да по рассказам родителей. Кроме того, артисты стали не просто исполнителями ролей, но и исполнителями песен, совершенно разных: сольно под гитару или же хором под сопровождение оркестра, которым они сами же и являются. Постановка получилась настолько музыкальной, что стала спектаклем-концертом, наполненным оригинальными песнями в красивом голосовом звучании.
К слову, режиссер Михаил Егоров знаком северному зрителю по премьере прошлого сезона — «Капитанской дочке». И в постановке классического произведения «Золотого века» русской литературы, и в спектакле по произведению почти современному «Верховный главнокомандующий», как сам себя назвал Егоров, большую смысловую нагрузку вкладывал именно в песню. Ничто не может передать эпоху лучше.
Помимо песен и самих актеров, немалую роль сыграли и костюмы. В начале спектакля все герои были в сером. Так и думается — серая жизнь серых людей. Но затем, ближе к финалу, на Бусыгине и некоторых других героях появились белые рубашки, символизирующие очищение души — обман раскрывается, в мире одиночества и равнодушия к близким появляется любовь. Интересен красный акцент — платья Нины (Анастасия Буланова) и Натальи (Мария Гирс), бабочка Сарафанова и трусы Сильвы. Красный цвет всегда ассоциируется с эмоциями, любовью, буйством крови; женщина в этом смысле априори красна девица, что и чем чувствует Сильва — говорить не приходится, а галстук-бабочка, завязанная на шее у Сарафанова, напоминает зрителю о том, что главные чувства музыканта выходят из души — через шею — в его инструмент кларнет. Значимо, что и водка в спектакле красная, ведь эмоции наиболее трудно скрыть в нетрезвом состоянии.
Многие считают эту пьесу драмой, хотя и автор Александр Вампилов, и режиссер Михаил Егоров настаивают, что это комедия. И для «посмеяться» будет очень много поводов — от наивной любви Васеньки (Александр Селезнев) к Наталье, до 20-минутного непревзойденного храпа Сильвы и всего времени нахождения на сцене Кудимова (Антон Чистяков).
«Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком?, — сказал когда-то писатель Валентин Распутин. — Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности — любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение?». Этот вопрос не только и не столько адресован героям пьесы Вампилова, сколько к зрителям, к нам с Вами.