Главное

Приветливая видимость Голливуда

Приветливая видимость Голливуда
В своем новом фильме "Карта звезд" Дэвид Кроненберг выступает не только как смелый сатирик, но и как психолог и даже Вергилий, который, обходя стороной внешнюю райскую картинку голливудской жизни, ведет своего зрителя через чистилище прямо в ад, где звезды не то, чем они кажутся

"За благопристойной, приветливой видимостью скрывается какая-то темная угроза, тайная злоба, разрушительное безумие, и это понуждает вас улыбаться еще шире" - писал Фредерик Бегбедер про фильмы Дэвида Линча, но именно это ощущение возникает при просмотре "Звездной карты" Дэвида Кроненберга. Да и сам фильм напоминает творчество Линча съемкой пустых комнат, где ничего не происходит, как в сериале "Твин Пикс", запутанным триллерным сюжетом и мрачными пейзажами Голливуда как в "Малхолланд драйве".Фильм начинается с приезда молодой девушки в Голливуд, которая сразу же спрашивает у сопровождающего ее водителя про звездную карту домов. Есть множество телешоу, в которых известные люди показывают и рассказывают все про свои дома. Но это ведь совсем не то же самое, что и увидеть хотя бы только фасад, зато своими глазами, дома настоящей звезды.

Но Кроненберг в своем фильме предлагает не любоваться внешним богатством и роскошью, а заглянуть внутрь и посмотреть какие на самом деле люди в Голливуде. От этого в фильме много натуралистичных моментов и деталей, которые, казалось бы, для сюжета не имеют значения.Мы видим звезд только на красных дорожках, где даже самое безвкусное платье стоит дороже всего нашего гардероба. А на фото папарацци звезды уже не идеальные, зато такие настоящие и простые, а некоторые даже улыбаются и машут нам рукой, и за это мы еще больше проникаемся их харизмой, непосредственностью и любовью к нам, фанатам. Но эта буржуазия со своими декадентскими вечеринками, страхами, привычками, расстройствами психики уже не такая скромная и обаятельная, а скорее разочарованная и отчаянная.

У Кроненберга вышла замечательная сатира на Голливуд, где людей портит богатство и слава, одинаково пагубно влияют и взлеты и падения, где мечты о сладкой жизни, которая, казалось бы, уже в руках, подсаживает на антидепрессанты. Но этим режиссер не ограничивается. Он исследует не только социум, где все проблемы итак уже давно на поверхности, но и души людей, которые "на ступенях к смерти ведущих" пишут имя твое, Свобода, которые сделают все, чтобы на обломках престижа и власти написали их имена, ведь они носят гордое название аллеи славы. Но в итоге получается, что все это только призраки свободы, и для прекрасных и проклятых они таят в себе разрушение и закат американской голливудской империи.В фильме представлены все клише закулисья Голливуда. По дороге, обрамленной пальмами, водят лимузины Роберты Паттинсоны - неудачливые актеры и сценаристы, актрисы улыбаются друг другу, а в душе их ненависть за то, что они борются за одну и ту же роль, здесь быть саентологом полезно для карьеры, а психологи выглядят скорее сами как психи, которые выкачивают кучу денег у депрессивных звезд за свои странные методики.

Мы видим несколько сюжетных линий, которые затем сплетаются в одну сложную психологическую историю с мотивом инцеста, сценами убийства и постоянными чтением стихотворения поэта-сюрреалиста Поля Элюара "Свобода". Но свобода от чего? Раскольниковский вопрос о правоимеющих, когда свобода человека не ограничена свободой другого человека. Когда персонаж Эвана Бёрда Бенжи убивает сначала собаку своего друга, а затем младшего партнера по фильму. Или же это свобода от общественного мнения, свобода от моральных принципов, когда героиня Джулианны Мур, актриса Гавана, обсуждает на телевидении с журналистом физическое и сексуальное насилие над собой своей собственной матери, в прошлом так же знаменитой актрисы. При этом она мило улыбается собеседнику, который сам видимо понятия не имеет о журналистской этике. Или когда родители Бенжи, узнав о том, что они брат и сестра, не только не развелись, но и родили двух детей. Но, как и следовало ожидать, дети инцеста оказались с психическими отклонениями. Старшая дочь Агата (Миа Васиковска) сначала поджигает их дом, потому что так ей велят голоса в голове, а затем убивает своего несносного босса, поводом к чему становится ревность. А с младшим сыном Бенжи итак все понятно. Давно уже эта дорога в ад была вымощена звездными детьми - Линдси Лохан и Маколеем Калкиным, которые тоже рано почувствовали вкус славы, богатства, давления и пристального внимания.

Но герой фильма пошел дальше, потому что на него оказывали влияния не только внешние факторы, но и генетика.Агата, поначалу, как и Ева из "Все о Еве" выглядит невинной, ранимой мечтательницей, которая приехала покорять Голливуд, устроившись ассистенткой к актрисе. Но она не ищет место под солнцем рядом со звездами, она хочет обрести свою семью. А ее родители отказываются понимать, что отклонения девочки - их вина, и спешат выпроводить ее из города, как опасного для них человека.У Кроненберга мифологическая линия инцеста идет параллельно мистической линии общения живых людей с призраками, которые не дают покоя, появляются в самый неподходящий момент и стирают все оставшиеся грани реальности и страхов и всего того, что так сильно ненавидишь и от чего бежишь.

Избалованные деньгами звезды-подростки, для которых кумирами становятся такие люди, как Чарльз Мэнсон (музыкант и хиппи, а в первую очередь опасный преступник), а развлечением - наркотики и стрельба из настоящего пистолета, представляют собой будущее поколение Голливуда. Его прошлым стала немолодая одинокая актриса на таблетках, которая после истерики и галлюцинаций радостно прыгает, хлопает в ладоши и поет. Что же является настоящим этой "фабрики грез"? Агата, которая там совсем лишняя, потому что ее не принимает ни собственная семья, ни новый друг, ни беспомощная работодательница с маниакальной депрессией, или же Джером (Роберт Паттинсон), который приспосабливается, как может, работает водителем, пытается добиться успеха через постель, ходит на кастинги, а в перерывах учит роли и пишет сценарии. Остается выбирать либо и служить, и прислуживаться, либо покончить с собой как Агата - уснуть, приняв таблетки и "на стенах тоски безысходной" написав имя твое, Свобода.

Полина Корыхалова, 27 декабря 2014 18:31
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия