Главное

Чтобы обеспечить водой окраины Архангельска, необходимо повысить тариф

Чтобы обеспечить водой окраины Архангельска, необходимо повысить тариф
Однако заявка МУП «Водоочистка», созданного по решению Архангельской городской думы на установление тарифа на водоснабжение и водоотведение на 2015 год в Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, отклонена.

Затягивание областным Агентством по тарифам и ценам утверждения тарифа для МУП «Водоочистка» может привести к коллапсу системы водоснабжения на окраинах областного центра.

«По мнению юристов муниципально-правового департамента мэрии отказ Агентства рассматривать заявку на установление тарифа не обоснован, — отметил заместитель мэра по городскому хозяйству Святослав Чиненов. — Аргумент о не соответствии законодательству способа передачи имущества новому предприятию основан исключительно на вольной трактовке Агентством по тарифам и ценам нормативных документов. МУП „Водоочистка“ создано с соблюдением всех требований закона. Имущество передано предприятию в соответствии с Гражданским кодексом и федеральным законом о „Государственных и муниципальных унитарных предприятиях“. При его регистрации у ФРС не возникло каких-либо вопросов. Мы считаем, что Агентство по тарифам и ценам затягивает процесс рассмотрения тарифа для нового предприятия».

Таким образом, повторяется ситуация прошлого года, связанная с затягиванием утверждения инвестиционной программы МУП «Водоканал». Агентство по тарифам и ценам в 2013 году откладывало утверждение инвестпрограммы предприятия, поскольку с 1 января вступали в действия законодательные нормы, предусматривающие обязательность наличия Схемы водоснабжения.
Для скорейшего утверждения инвестпрограмм МУП «Водоканал» и МУП «Водоочистка» мэрия Архангельска инициировала разработку Схемы водоснабжения города. Для подготовки этого документа были привлечены специалисты ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», с которым муниципалитет заключил соглашение о сотрудничестве. Утверждение Схемы запланировано в ближайшее время.

Однако теперь Агентство по тарифам и ценам области отклоняет заявку на тариф для МУП «Водоочистка» по похожим соображениям. С 1 января 2015 года вступают в действие нормы законодательства об обязательности заключения концессионных соглашений в сфере ЖКХ. Фактически действия Агентства, направляемые правительством региона, ведут к неизбежному банкротству МУП «Водоканал», с последующей его передачей в частные руки, что приведет к росту платы за воду и канализацию для горожан. При этом под угрозу ставится надежность водоснабжение окраин Архангельска.

Значительная часть водопроводно-канализационного хозяйства досталась городу «в наследство» от поселкообразущих предприятий: коммуникации в поселке 29-го лесозавода и на Бревеннике, на Экономии и Кегострове, Турдеево и Хабарке, на Левом берегу строились лесозаводами. В 2000-е как и жилфонд они оказались не нужными новым собственникам предприятий. Для того, чтобы жители отдаленных территорий не остались без воды было принято решение о передаче бывших «бесхозов» на обслуживание МУП «Водоканал». Изношенные сети, которые ранее не принадлежали муниципалитету, ему пришлось латать за свой счет.

Пока тарифы на водоснабжение и водоотведение устанавливали городские власти, потери, которые нес МУП «Водоканал» компенсировались из городского бюджета. При этом плата для населения за воду практически не поднималась, а долги населения города за воду в итоге сейчас составляют почти 200 млн. рублей.

Ситуация изменилась после того как с 2010 года тарифное регулирование услуг МУП «Водоканал» стало полномочием областного правительства. Утверждаемый ежегодно, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области тариф, меньше экономически обоснованного, в среднем на 35-40%.

По закону разница должна компенсироваться из областного бюджета. Однако выделяемые на эти цели средств — так называемая «дельта В» более чем в два раза меньше, чем реальные затраты МУП «Водоканал».

Результатом такой тарифной политики стали убытки предприятия — за три года они превысили 750 млн. руб. В итоге «Водоканалу» остро не хватает средств даже на решение текущих проблем. Кроме того итогом тарифной политики правительства области стали долги перед другими организациями коммунального комплекса — «Архэнергосбытом» — за электроэнергию, СЦБК — за очистку стоков, и общее ухудшение качества услуг по водоснабжению и водоотведению.
Для выхода из сложившейся ситуации мэрия Архангельска и МУП «Водоканал», в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» разработали концепцию реструктуризации деятельности водопроводно-канализационного хозяйства. Наряду с существующим МУП «Водоканал», по согласованию с депутатами городской думы было создано МУП «Водоочистка». Предприятию были переданы локальные водо- и канализационные очистные сооружения, а также сети на островах и в поселках, не подключенных к централизованной системе водоснабжения. Плата для населения за воду и канализацию в черте города должна остаться одинаковой.

«Создание МУП „Водоочистка“ оптимизирует работу водопроводно-канализационного хозяйства и выполнит две задачи — установление экономически обоснованного тарифа для периферийных участков без повышения платы для населения и обеспечение возможности дальнейшей работы МУП „Водоканал“, на обслуживании которого останется холодное водоснабжение и водоотведение в центре города, — отметил директор МУП „Водоканал“ Сергей Рыжков. — МУП „Водоочистка“ будет наделено статусом гарантирующего поставщика по холодному водоснабжению и водоотведению на о. Хабарка, о. Кего, п. Зеленый бор, п. Лесная речка, п. Турдеево, о. Бревенник, п. 29 л/завода, п. Цигломень, п. Кирпичного завода, п. Зеленец».
В соответствии с федеральным законодательством индекс роста тарифов не применяется для вновь созданных организаций. Поэтому при образовании нового предприятия МУП «Водоочистка» областным Агентством по тарифам и ценам должен быть установлен экономически обоснованный тариф. Разница между экономически-обоснованным тарифом и платой для населения финансируется из областного бюджета. При этом функции регулирования тарифов принадлежат правительству области.

В правительстве области весьма избирательное отношение к своим обязанностям. Например, для ОАО «РЖД» осуществляющего водоснабжение в микрорайоне станции Исакогорка, в 2013 году Агентством по тарифам и ценам установлен тариф на водоотведение на 50% больше, чем действующий для МУП «Водоканала» (32,17 руб. за куб. м — 21,49 руб. за куб м), а на водоотведение — на 280% (53, 24 руб. за куб. м — 19 руб. за куб. м). Таким образом, новое муниципальное предприятие вправе рассчитывать на установление экономически обоснованного тарифа и получение компенсации разницы между ним и платой для населения из областного бюджета.

«В связи с тем, что МУП „Водоканал“ находится в кризисном финансовом положении, реализация инвестиционных программ, а уж тем более привлечение инвестиционного капитала серьезно затруднено, — отметил заместитель мэра по городскому хозяйству Святослав Чиненов. — Привлечение инвестиций возможно при обязательных условиях своевременного возврата и прибыльности вложенных средств. Создавая предприятие МУП „Водоочистка“, мы делаем первый шаг для обеспечения инвестиционной привлекательности водопроводно-канализационного хозяйства Архангельска. Но при этом необходимо понимать, что любой инвестор будет, прежде всего, ориентироваться на гарантии установления экономически обоснованных тарифов».

Чтобы привлечь серьезные государственные и частные инвестиции, необходимо подкрепление разработанной программы комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры Архангельска соответствующими тарифными решениями на уровне области и федерации. Город рассчитывает, что решения областного Агентства по тарифам и ценам будут направлены на создание долговременной нормативной база для частных инвесторов, готовых вкладывать средства в модернизацию объектов коммунального хозяйства Архангельска, сообщает сайт пресс-службы городской администрации.

30 октября 2014 16:45
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия