Главное

Читательская дискуссия: может ли шхуна «Запад» стать архангельской «Авророй»?

Читательская дискуссия: может ли шхуна «Запад» стать архангельской «Авророй»?
Наверное, этот материал не столько на темы истории, сколько просто спорные мысли по поводу, требующие дискуссии. Уже предвижу — некоторых жутко возмутят поставленные вопросы... Архангельская шхуна «Запад» и питерский крейсер «Аврора» — что между ними общего? И нужно ли спасать не такую уж и историческую шхуну, за которой ничего такого героического вообще не числится?

Есть такое выражение: как мы относимся к прошлому, таким будет и будущее... Сразу огорошу: между «Западом» и «Авророй» общее то, что они памятниками стали случайно, по светлейшей воле тогдашних больших начальников. Не укоряйте, пожалуйста, автора этих строк в незнании местной истории. Я ее изучаю по вполне официальным источникам — то есть по тем, по которым изучают прошлое большинство людей — в первую очередь молодого, интернетовского поколения.

Считается, что «Запад», трехмачтовая парусно-моторная шхуна — это, как ни странно... памятник северным деревянным парусным судам — во всяком случае, так написано на некоторых официальных сайтах и даже в многомудрой Википедии. Энциклопедисты выдают фейки? Ведь построена она была не древними поморами, а вообще в Финляндии в 1949 году (по историческим масштабам, совсем недавно!) и передана в Эстонское пароходство, где перевозила грузы и использовалась как учебное судно. Так получается, что это памятник финским корабелам?

Позднее «Запад» передали Северному морскому пароходству, использовали для перевозки грузов и пассажиров по линии «Умба-Кандалакша», затем отдали в Нарьян-Марский порт. В 1953 году судно было отписано Архангельскому мореходному училищу. Ну, собственно, и вся история. Мне кажется, единственный «подвиг» шхуны — это то, что она «снималась» в историческом фильме, посвященном легендарному полярнику Георгию Седову. Или я чего-то не знаю?

В 1983 году шхуна установлена на Красной пристани как памятник романтической эпохе парусного флота и символ первого порта России — Архангельска. Подгнивший какой-то символ. Из Финляндии... В июле 1998 года порывом ураганного ветра все три мачты шхуны были сломаны — с тех пор, собственно, у нее такой унылый вид... В 2005 году шхуна «Запад» исключена из списка музейных экспонатов Морского музея Архангельска, и нынче находится в аварийном состоянии в ожидании реставрации. Которая — будет ли вообще?

На эти вопросы по архангельскому «Западу» навели недавние события в Питере. Накануне крейсера «Аврора» отбуксировали в ремонт на Кронштадтском морском заводе. И ведь вроде бы все про корабль, который «легендарный», и «колыбель революции», и «музейный крейсер», все уже известно — на его истории выросло несколько поколений. Но ИА «Двина-Информ» нашло ранее малоизвестные факты из истории «Авроры». И они, увы, оказались не такими уж и героическими...

Музейные предметы с крейсера на время ремонта переведут на временное хранение в помещения Центрального военно-морского музея, филиалом которого является «Аврора». На борту останутся старинное пианино еще императорских времен (о нем еще будет упомянуто ниже), панорама невского рейда и ряд предметов в машинном отделении.

Стоимость ремонта — 120 миллионов рублей. Экспозиция корабля-музея «Аврора» после ремонта крейсера будет расширена с 284 до 487 предметов, а революционные события 1917 года перестанут быть ее главной темой. Но вот история флота России забыта явно не будет — во всяком случае, в это хочется верить. В то, что флот у нас как таковой героический, верится без труда. А вот сама «Аврора», ставшая как бы носителем этой истории... В чем, собственно, «героизм» крейсера? Давайте попробуем разобраться. Может, не такой уж он и героический и легендарный, как мы привыкли думать в не такие уж и забытые советские времена? Ведь действительно — никаких особых подвигов этот корабль за свой долгий век так и не совершил! Как, впрочем, и архангельская шхуна «Запад».

Крейсер «Аврора» был спущен на воду 24 мая 1900 года, а в июле 1903-го вступил в строй боевых кораблей флота России. 27 и 28 мая 1905 года крейсер принял участие в Цусимском сражении, в этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80-ти ранеными. Тогда «Аврора» выпустила по японским кораблям аж 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов — это масса огня! Было громко и дымно от пороховых газов, но ущерба противнику от этих выстрелов было нанесено немного.

В отличие от большинства остальных русских кораблей, прошедших Цусимский бой, крейсер «Аврора» умудрился прорваться в нейтральный порт Манилу, где был интернирован и потом своим ходом вернулся на Балтику и стал учебным судном морского корпуса. С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Таиланда, также посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.
В Первую мировую войну за крейсером ничего героического замечено тоже не было. В ночь на 25 октября 1917 года команда «Авроры» захватила и свела мост, соединявший Васильевский остров с центром Петрограда. Но, по мнению некоторых историков, которые изучали документы, относящиеся к Октябрьской революции, «исторический» выстрел был сделан из Петропавловской крепости, а не с крейсера. Впрочем, сейчас ни доказать, ни опровергнуть сей факт уже не представляется возможным. Так или иначе, те советские «пиарщики», которые и сделали «Аврору» настоящей легендой, рассчитали верно. Конечно, куда романтичнее начать революцию с выстрела корабельного орудия, чем берегового.

Хорошо известный в Архангельске известный публицист, историк и кинематоргафист, капитан первого ранга Сергей Апрелев напомнил автору этих строк о воспоминаниях Льва Андреевича Поленова, командира «Авроры» с ноября 1922 по январь 1928 года. Так вот, согласно этим воспоминаниям, миф об «Авроре» как корабле революции был создан лишь в 1926 году. В 30-х годах воспоминания командира уже советской «Авроры» были изъяты почти все найденные НКВД книжки мемуаров Поленова. Но кое-что осталось, в том числе и память.

Итак, 25 октября 1917 года из Смольного неожиданно приказано было стрелять фугасными снарядами по Зимнему. В советские времена принято было пламенно преувеличивать революционность матросов Балтфлота. Избранные судовым комитетом новые командиры крейсера, получившие революционный приказ, решили слукавить... На крейсере «Аврора», где царил в тот момент присущий революционной ситуации бардак, порешили так: шмальнем холостым. Мол, если устоит Временное правительство — скажем, что специально нарушили приказ, чтобы не нанести ущерба, а если победят красные — скажем, что промахнулись. Ну и бабахнули. То есть выстрел был. Вот только именно ли с него стартовал штурм Зимнего, и вообще, является ли «Аврора» хоть каким-то своим бортом, носом или кормой, «крейсером революции», сами понимаете, большой вопрос... Хотя то, что он «легендарный» — это точно. Легенд вокруг него масса.

В годы Великой Отечественной башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от фашистов. Но сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года — и затонул в порту Ораниенбаума. После войны «Аврору» подняли, отреставрировали и вот тогда уже поставили на вечную стоянку.

В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. Часть корабля ниже ватерлинии была заменена на новую сварную: по сути, ему отрезали нижнюю половину и приварили новое днище. Так что тот корабль-музей, который радовал глаз любителей военно-морской истории до недавних дней, уже наполовину не «Аврора».
Ну и еще немного явно не героического. Подводная часть крейсера была утилизирована и затоплена у населенного пункта Ручьи Кингисеппского района недалеко от Санкт-Петербурга. Торчащие из воды части остова в перестроечных 1980-х годах растащили на стройматериалы жители близлежащего поселка... Вот и весь «революционный героизм».

И вообще-то такое впечатление, что слава крейсера «Аврора» меняет свой оттенок. Если раньше его называли «легендарным» по указанным выше причинам, то в последние годы многие СМИ лепят из него просто «легендарно скандальный» корабль. Действительно, ни один корабль ВМФ в последние годы не окружает столько скандальных слухов, как «Аврору».

Ну вот, например, скандал, в котором в свое время активно трубили в 2009 году, во время проведения Петербургского экономического форума, на крейсере была якобы проведена удалая вечеринка, организованная бизнесменом Михаилом Прохоровым... Однако это все оказалось уткой: да ничего там особенного не было. Пресса, как часто бывает, раздула из мухи слона.

Да ни для кого и не секрет, что праздничные мероприятия в былые годы проходили на крейсере довольно часто. Секрет Полишинеля... Бывали на «Авроре» многочисленные иностранные делегации, собирались на ее борту бизнесмены, творческая элита, и даже (о, ужас!) чиновники разных рангов. И фуршеты были. Ну и что с того-то? Да пусть бы оставалась такая традиция — по большому счету, ей можно и гордиться. Когда-то экскурсиями на крейсер награждали передовиков социалистического труда, принимали в пионеры и так далее. Нынче пускай награждают «Авророй» передовиков труда капиталистического. Не вижу ничего зазорного в том, чтобы принимать на борту гостей и проводить важные мероприятия, даже, извините, фуршеты. Кроме гордости не то, чтобы за саму «Аврору», но за русский флот, поверьте, у их участников ничего не останется!

Более того: автор этих строк не раз участвовал в фуршетах аж том самом в адмиральском салоне «Авроры» (ох, как крамольно звучит!) во время закрытий Международных кинофестивалей «Море зовет!», в коем я член оргкомитета. Кстати, на том самом императорском пианино, которое упомянуто в самом начале этого материала (оно останется на борту «Авроры» во время нынешнего ремонта) я даже кое-что играл. Как говорится, «Бетховенам не обучены», но музыкальную строку «Что тебе снится, крейсер «Аврора», я осилил. С одного из таких мероприятий, кстати, и снимок к этому материалу... Ну да ладно. «Аврора» — -уже давно не символ революции и не легендарно-героический идол, теперь можно!

Но, увы, неким странным образом в последние пару лет крейсер «Аврора» стал также и фигурантом еще и уголовного дела. Год назад оно возникло по факту диких хищений при переезде Центрального военно-морского музея Минобороны РФ, которому принадлежит и крейсер «Аврора», из основного своего здания на Биржевой площади на площадь Труда в Санкт-Петербурге. Идет следствие.

Остается только пожелать «Авроре» успешного ремонта. И после него снова войти в строй флота российской морской истории — и пусть уж не как легендарный крейсер революции (без кавычек), а как рядовой представитель действительно героического российского военного флота. И любимый всеми жителями Санкт-Петербурга, без которого этот город уже представить просто невозможно. Как, собственно, и флот...

Ну и вернемся к архангельской шхуне «Запад». «Аврора» будет памятником и музеем не революции, а русского флота вообще. Может ли стать «Запад» таким же брендом Архангельска, как «Аврора» брендом Питера? И памятником ЧЕМУ ИМЕННО шхуна будет, ежели кто-то все-таки возьмется ее отреставрировать? Вот эти-то вопросы и предлагаются вам для сегодняшней дискуссии в интернете, дорогие наши читатели. Кстати, некоторые энтузиасты в Архангельске предлагают вместо сгнившей шхуны «Запад» установить памятник полярным экспедициям. И дешевле, и логичнее, и историчнее.

В общем, думаю, что эта статья вызовет бурю эмоций у некоторых наших читателей. Но уверен: мнения разделятся. Ну что ж, пишите свои комментарии ниже, будем разбираться... Истина рождается в споре.

Андрей Михайлов, 24 сентября 2014 10:49
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия