Главное

Судьба первооткрывателя Севморпути была тесно связана с Архангельском

Судьба первооткрывателя Севморпути была тесно связана с Архангельском
Накануне в Арктике, на полярном острове Котельный (архипелаг Новосибирские острова) прошла уникальная десантная операция. 350 солдат и офицеров, а также боевая техника впервые в истории Российской армии десантировались в приполярной зоне.

Это практически совпало с другим историческим событием, связанным с освоением Арктики и о котором уже коротко писало накануне ИА «Двина-Информ» — ровно 99 лет назад впервые в истории мореплавания сквозным рейдом был пройден путь из Владивостока в Архангельск, с Востока на Запад. Теперь этот маршрут называют Северным морским путем. Так вот, судьба первооткрывателя этого уникального маршрута была связана именно с Архангельском настолько тесно, что грех не остановиться на ней более подробно.

Вообще-то первым из Атлантики в Тихий океан прошла Северным морским путем, но с Запада на Восток, экспедиция на барке «Вега» Нильса Адольфа Эрика Норденшёльда, шведского (некоторые историки утверждают, правда, что финского) геолога и географа, еще в 1878–1879 годах. Причем эту экспедицию собирали, так сказать, интернационально — в нее вложился не только русский купец и золотопромышленник Александр Михайлович Сибиряков, но и шведский предприниматель Оскар Диксон и даже шведский король Оскар II.

Но вот первый в истории проход по Севморпути с Востока на Запад был совершен русскими, на русские деньги и на русских кораблях. Возглавил уникальную экспедицию Борис Андреевич Вилькицкий — русский морской офицер, гидрограф, геодезист, исследователь Арктики. Вот о нем-то, пожалуй, и стоит рассказать подробнее — его судьба поразительна. Он родился в позапрошлом веке, жил в 12 странах, и после бурной жизни тихо скончался в преклонном возрасте в Брюсселе в 1961 году, когда уже было телевидение, когда открытый им Севморпуть уже вовсю использовался, когда на географических картах уже давным-давно в изобилии появилась его фамилия....

Борису Вилькицкому просто самой судьбой было предписано стать именно исследователем Русской Арктики. Родился в семье гидрографа, капитана Андрея Ипполитовича Вилькицкого (впоследствии генерал-лейтенант Корпуса гидрографов, начальник Гидрографического управления императорского флота). Борис Вилькицкий продолжил именно дело отца.

В честь Бориса Вилькицкого (причем еще при его жизни!) и, между прочим, его отца Андрея названы аж девять топонимов на карте Арктики. Девять раз на географических картах Арктики уминается эта фамилия — настоящий рекорд! Самый знаменитый — пролив Вилькицкого между Таймыром и Северной Землей, есть также залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на островах Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшельда).

Борис Вилькицкий, идя по стопам отца, в 1904 году закончил Морской кадетский корпус, в чине мичмана участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов на кораблях эскадры Тихого океана. В 1908 году закончил Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделу (штурманская специализация) и был произведен в чин старшего лейтенанта. В 1908-1912 годах выполнял ответственные гидрографические и геодезические работы на Балтийском море и на Дальнем Востоке. Кстати, Юрий Вилькицкий, его Бориса, был кадетом Морского корпуса и тоже мечтал исследовать Арктику, но, увы, умер в юности. Профессия сыновей практически полностью повторила профессию отца, эдакая арктическая династия получилась.

В начале 1913 года капитан 2-го ранга Вилькицкий был назначен командиром ледокольного парохода «Таймыр» и помощником начальника гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, в которую вошел еще и ледокол «Вайгач». Из-за внезапной болезни начальника экспедиции, морской министр в июле 1913 года возложил руководство именно на Вилькицкого.

Ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр» вышли из Владивостока 7 июля 1914 года. Переход проходил в сложных гидрометеорологических, навигационных условиях во льдах. С сентября 1914 по июль 1915 года суда зимовали во льдах в заливе Толля у Таймыра. Такой нюанс: тогда же, во время зимовки, впервые в истории экспедиция пыталась применить в Арктике самолет, который был на борту в разобранном виде, однако, он вышел из строя в первом же испытательном полете.

Та экспедиция открыла Землю Императора Николая II (ныне Северную Землю), остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и Остров Старокадомского. Экспедиция прибыла в Архангельск ровно 99 лет назад, 16 сентября 1915 года, когда Первая мировая уже вовсю полыхала. Печальный факт: материалы и документы этой уникальной экспедиции были эвакуированы в Ярославль и почти все погибли при артиллерийском обстреле города частями Красной армии во время подавления антибольшевистского восстания в этом городе. Правда, сохранились копии материалов, пригодившиеся полярникам уже в советское время.

Подробности той исторической первой экспедиции с Востока на Запад по Севморпути представлены в сети достаточно обильно, кто хочет, то найдет. Но вот на нюансах биографии самого Бориса Вилькицкого, связанных с Архангельском, о которых пишут мало, все-таки задержимся.

В Первую мировую полярник командовал эсминцем «Летун», был произведен «за отличие» в чин капитана 1-го ранга, награжден Георгиевским оружием... Заметьте — не за беспримерное исследование Арктики, а за войну с германцами!

Грянула революция, и в июне 1918 года он был назначен начальником советской гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана для обеспечения вывоза хлебных грузов в европейскую часть России. Вилькицкий выехал как раз в Архангельск, и в августе 1918-го и вдруг... перешёл на сторону Северного правительства, игнорировавшего Советы! Ну, а правительство Верховного управления Северной области, в 1919 году именно в Архангельске произвело Бориса Вилькицкого в чин контр-адмирала.

При эвакуации войск Северной армии генерала Миллера из Архангельска 19-21 февраля 1920 года Вилькицкий как раз и руководил этой операцией, одновременно командуя ледокольным пароходом «Косьма Минин» с пассажирами на борту и буксируя яхту «Ярославна» в сопровождении ледокола «Канада». По пути в Норвегию в районе полуострова Рыбачий, приняв под свою команду ещё пароходы «Кильдин» и «Ломоносов», которые вышли из Мурманска, 26 февраля 1920 года адмирал Вилькицкий привел корабли с военнослужащими Северной армии и беженцами в Норвегию, в фьорд порта Тромсё...

После доставки генерала Миллера и пассажиров в Норвегию Вилькицкий героически привел свой ледокольный пароход «Косьма Минин» и сопровождавшие его пароходы вокруг Европы в Чёрное море, передав их в Крыму в состав Черноморского флота Русской армии генерала Врангеля. Но победа гражданской войне улыбнулась Красной армии, и Вилькицкий эмигрировал.

Жил в Англии, Голлдандии, бывал в Германии. Кстати, именно тогда именем Вилькицкого были названы острова в море Лаптевых, открытые экспедицией Амундсена в 1919 году. Жизнь помотала его — бывший русский контр-адмирал был капитаном английских, немецких, шведских судов в частных судовладельческих компаниях, работал гидрографом даже в Бельгийском Конго в качестве начальника гидрографической бригады.

А приехав в Брюссель и осев там надолго, он вел не удивление скромную жизнь бухгалтера и преподавателя русского языка. Скончался в Брюсселе в 1961 году, но 20 ноября 1996 года прах Бориса Андреевича Вилькицкого был перезахоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, рядом с могилами его отца Андрея Ипполитовича и младшего брата Юрия Андреевича... Рекордная арктическая династия упокоилась все-таки в России в полном составе.

Андрей Михайлов, 18 сентября 2014 14:39
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия