Главное

55 лет назад судостроительный завод СССР был преобразован в Северное машиностроительное предприятие

55 лет назад судостроительный завод СССР был преобразован в Северное машиностроительное предприятие
Всего за годы своего существования Севмаш сдал Военно-Морскому Флоту 167 атомных и дизельных подводных лодок.

Необходимость создания судостроительного завода на Севере появилась еще в годы первой пятилетки, когда в 1926 году в стране была принята программа военного кораблестроения. Правительство решает модернизировать кораблестроительные заводы и срочно приступить к созданию новых. В марте 1936 года правительственная комиссия во главе с начальником проектной организации «Союзпроектверфь» Т.В. Сафроновым прибыла в Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате обследования комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины. В 1936 году началось строительство завода, и уже через год возле Николо-Корельского монастыря был построен поселок Судострой.

Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года — день закладки на стапеле первого корабля, линкора «Советская Белоруссия». Заводу был присвоен номер 402.

Созданный для постройки крупных кораблей — линкоров и крейсеров — завод в годы войны приступил к строительству больших морских охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтеров, плавбаз и плавмастерских, также обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и ремонт судов, доставлявших Северным морским путем грузы союзников. До 1945 года отремонтировано 139 кораблей и судов, осваивались и выпускались новые виды военной техники.

В первые послевоенные годы завод № 402 оставался основной базой на Севере страны по ремонту кораблей ВМФ, участвовал в реализации программы «Десятилетний план военного кораблестроения на 1946-1955 годы». В начале 1950-х закончилось строительство первой очереди завода. К середине 1950-х на северодвинской верфи сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций. По проекту В611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провел стрельбы. Всего на Севмаше до 1962 года построено 33 ДЭПЛ.

24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627. Через три года АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, в 1962 году получила название «Ленинский комсомол». За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.

Атомные субмарины второго поколения проекта 667А создавались в ответ на строительство в США в начале 1960-х годов АПЛ типа «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. Головной корабль был передан флоту в 1967 году. За пять лет в строй введены 24 атомных ракетоносца. Паритет с США по морской составляющей ядерных сил был достигнут. В 1972-1974 годах в Северодвинске построено 10 АПЛ проекта 667Б с 12 межконтинентальными баллистическими ракетами. АПЛ проекта 667БД имели на вооружении 16 ракет. В 1976 году в состав флота начали поступать подводные ракетоносцы проекта 667БДР, а в 1984-ом 667БДРМ, вооруженные 16 морскими ракетами с разделяющимися головными частями.

В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов.

В середине 70-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности Севмаша были удвоены. В 1980 году построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. Год спустя вошел в строй головной подводный ракетоносец проекта 941 (сейчас крейсер «Дмитрий Донской») с ракетным комплексом «Тайфун». Эта АПЛ занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая атомная подлодка в мире. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м — самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 80-90-х годах построена серия многоцелевых АПЛ проекта 971.

Как сообщили корреспонденту «Двины-Информ» в пресс-службе завода, всего Севмаш сдал Военно-Морскому Флоту 167 атомных и дизельных подводных лодок.

Переименования предприятия

Приказом народного комиссара оборонной промышленности СССР № 449 от 2 декабря 1938 года организовано Управление директора строящегося завода № 402.

Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0353 от 9 сентября 1959 года завод № 402 преобразован в Северное машиностроительное предприятие.

Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0298 от 26 июля 1985 года Северное машиностроительное предприятие преобразовано в Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».

Приказом Министерства экономики РФ № 245 от 23 июня 1998 года Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» переименовано в Государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ГУП «ПО «Севмашпредприятие»).

Приказом Российского агентства по судостроению № 35 от 21 февраля 2001 года ГУП «ПО «Севмашпредприятие» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ФГУП «ПО «Севмаш»).

1 июня 2008 года была произведена государственная регистрация с постановкой на налоговый учет юридического лица "Открытое акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ОАО «ПО «Севмаш») с переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица.

(По материалам интернет-источников).

9 сентября 2014 08:20
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия