Главное

Голливуд врал про северодвинскую подлодку...

Голливуд врал про северодвинскую подлодку...
Ровно 15 лет назад, 26 августа 1999 года, в Голливуде было принято решение о съемках фильма, посвященного советской подлодке «К-19», построенной в Северодвинске.

Снимала его режиссер Кэтрин Бигелоу, причем бюджет фильма был громадным даже по голливудским меркам.

Ровно через год, в августе 2000-го, Бигелоу добилась разрешения на поездку на Северный флот, побывав на подлодке лично. О том, как шли съемки нашумевшего блокбастера, рассказывает ИА «Двина-Информ» консультант фильма с российской стороны, хорошо известный в Архангельске и Северодвинске писатель и историк, капитан I ранга Сергей Апрелев.

Северодвинск как таковой в фильме фигурирует несколько раз, и те, кто его смотрел внимательно, потом крутили пальцем у виска: на экране какие-то непонятные тетки в ватниках, мужики в ушанках, колючая проволока, красные флаги и аляповатая охрана с трехлинейками в каждом кадре. Любой ветеран северодвинского Севмаша вам скажет, что даже в 50-е годы, когда строилась К-19, эта верфь была самой передовой в СССР во всех отношениях, и исторической правды в показе Северодвинска нет ни капли...

Вообще-то ИА «Двина-Информ» когда-то уже обращалась к этой непростой теме. Но, пожалуй, именно сегодня пришла пора рассказать о тех страницах этой истории, которые по разным причинам не были достаточным образом освещены. Оказывается, многие эпизоды голливудского «шедевра» исторической правде, мягко говоря, не соответствуют. Давний автор ИА «Двина-Информ» (он активно публиковался у нас в середине «нулевых»), известный военно-морской историк и публицист, капитан 1 ранга Сергей Апрелев, который был консультантом фильма «К-19. Оставляющая вдов» с российской стороны, даже потребовал убрать свое имя из титров.

Вот что рассказал сам Сергей Вячеславович о съемках блокбастера: «Зловещее прозвище «Хиросима», которое американцы в своем фильме опустили по вполне понятным причинам, лодка получила после своего первого боевого похода летом 1961-го. Тогда на переходе в район боевого пaтрулирования в Норвежском море разразилась первая, но, увы, не последняя ядерная авария на нашем флоте. Произошел разрыв первого контура одного из реакторов, что, по мнению, бытовавшему тогда, неминуемо привело бы к ядерной катастрофе.

А это грозило не только гибелью подводной лодки, но и третьей мировой. Героическими усилиями экипажа и буквально из подручных материалов была изготовлена система искусственного охлаждения реактора, ставшая впоследствии штатной. Стихия атома была укрощена, но какой ценой?..

Восемь моряков, участвовавших в работах в аварийном реакторном отсеке, умерли практически сразу, а еще 22 — спустя некоторое время. Ни о каких коллизиях в отношениях офицеров на борту подлодки, а тем более, у командования корабля не было и речи. Не говоря уже о глупейшей части так называемого сценария — о «бунте на корабле». Подводники исполнили свой долг до конца и без малейшего принуждения.

Слава богу, многие из них живы и по сей день, так что фраза из интервью Харрисона Форда, сыгравшего роль главного героя — командира лодки Алексея Вострикова, мол, «все равно никто не знает, как протекали события», не имеет под собой ни малейшего основания. И несмотря на очевидный талант большинства актеров, блестящие технические возможности, вполне доступные при более чем 100-миллионном бюджете фильма, очередной «киношедевр» «фабрики грез» остается чистой воды спекуляцией на «горячей» тематике российского подводного флота. Да и создан он практически по следам гибели «Курска». Так что с мотивацией создателей никаких загадок не остается.

Могу судить об этом еще и потому, что почти пять месяцев провел на съемочной площадке в качестве консультанта и прекрасно представляю как сущность происходящего, так и подноготную основных этапов проекта. Разумеется, все его участники — профессионалы высокого полета и, возможно, даже прекрасные люди, если это не касается чужой истории. В бережном отношении к этой самой истории их нельзя даже заподозрить. Фильм, торжественно провозглашенный прорывом в закоснелом изображении русских периода холодной войны, остается набором клише, составленных Голливудом именно в этот период.

Вообще, насколько я могу судить, в голове у режиссера Кэтрин Бигелоу, слывущей специалистом по фильмам активного действия, был изрядный сумбур от стремления привнести в свое детище все лучшее из киномаринистики. Получилась эдакая сборная солянка, хотя и высококачественная...".

Ну что ж, помнится, после выхода фильма на российские экраны возмущенные ветераны нашего ВМФ даже подали в суд на режиссера фильма Кэтрин Бигелоу за слишком вольную трактовку событий на «К-19», но иск был отклонен. И растиражированный на дисках и выложенный в интернете фильм все смотрят сейчас с теми же самыми фактологическими ошибками, заложенными в Голливуде. Наверное, это последняя неприятность в судьбе несчастливой «Хиросимы»...

Сергей Апрелев рассказал ИА «Двина-Информ» также, что роль атомной подлодки К-19 в фильме сыграла списанная советская лодка К-77 — дизельная с крылатыми ракетами, проект 651, с замаскированными характерными особенностями корпуса — 4 огромные ниши позади пусковых установок ракет. Кроме того, лодке удлинили кормовую часть на 25 метров (длина лодок 651 проекта — 86 метров, а 658 проекта — 104 метра). Вокруг рубки надстроили более длинную и широкую рубку из пластика, поскольку у настоящей К-19 три баллистические ракеты находились в ограждении рубки.

Получилось довольно приемлемое сходство, разве что палуба так и осталась шире, чем у К-19. Что интересно, отмечает Сергей Апрелев, при осмотре готовых декораций Бигелоу пришла в ярость при виде блестящих нержавейкой деталей реакторного отсека. Она кричала (дословно), что «должна быть грязь и ржавчина, а это космический корабль какой-то, у русских такого быть не может!».

После съёмок по условиям контракта кинокомпания произвела демонтаж этих надстроек и придала лодке первоначальный вид, и спустя пять лет она была музеем в городе Провиденс, штат Род-Айленд...

Андрей Михайлов, 26 августа 2014 08:11
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия