Главное

Как северодвинская «Золотая рыбка» американцев шуганула

Как северодвинская «Золотая рыбка» американцев шуганула
Дата, которой точно еще нет в истории нашего кораблестроительного Северодвинска, зато она уже есть в появившейся недавно на Западе книге американского контр-адмирала Роберта Карса, посвященной холодной войне США и СССР...

6 августа 1971 года в Пентагоне в обстановке крайней нервозности обсуждался неожиданный и даже в чем-то мистический морской инцидент. Представьте себе: ударный авианосец «Саратога», гордость ВМС США, возвращался из Средиземного моря на базу в Майами. Акустики обнаружили «на хвосте» гигантского корабля неизвестную подлодку, которая легко обгоняла шедший полным ходом авианосец. Но ни одна из подлодок в мире не могла такого сделать!

Получалось, что загадочный подводный объект должен был двигаться под водой примерно со скоростью торпеды. Но ведь так не бывает! Лишь в середине 80-х годов, когда уже грянула перестройка и все советское рассекречивалось, стало ясно, что подлодка была не мистической, а вполне реальной. А ведь озадаченные американцы даже не знали, что советская подлодка в легкую, как бы играючи, обошла авианосец, шедший на предельной скорости в 30 узлов, лишь на одной из своих двух турбин.

Тот же адмирал ВМС США Роберт Карс в своей статье, опубликованной в 1990 году в газете The Washington Post, впервые применил уже привычный ныне термин «убийца авианосцев» применительно именно к этой уникальной советской подлодке.

Ну, а теперь будем поконкретнее. Именно атомной подлодке К-162 проекта 661 «Анчар» принадлежит мировой рекорд подводной скорости 44,7 узла — только представьте себе — это 80,4 километра в час!. И до сих пор рекорд полной подводной скорости никем еще не побит.

Многоцелевая атомная подводная лодка К-162 была заложена 28 декабря 1963 года на Северодвинской верфи «Севмаш» под заводским номером 501, но ее строительство постоянно задерживалось как на чертежных досках, так и на стапелях. Во-первых, по ходу дела вносились серьезные изменения в конструкцию корпуса — титан не привычная корабельная сталь, здесь требовались другие методики расчета прочности. Во-вторых, по существу рождалась новая отрасль в металлургии, а также производственных мощностей по изготовлению изделий из титана в промышленных масштабах. Все это создавалось параллельно, а время шло.

Задержка сроков строительства новой подлодки вызвали рост недовольства «наверху». В итоге было решено в сжатые сроки построить ее с таким же ракетным комплексом, но из обычной корабельной стали. И в 1967 году в Горьком на заводе «Красное Сормово» благополучно сходит на воду стальной атомный ракетоносец проекта 670. Всего на вооружение ВМФ СССР было поставлено 17 таких подлодок. В справочниках НАТО эти подлодки уже получили название «Charlie», а титановая субмарина все еще стояла на стапелях Севмаша.

На финиш кораблестроители Северодвинска вышли в декабре 1969 года. Приближалась ритуальная дата — 17 декабря, день рождения Генсека Леонида Брежнева, и подлодка К-162 должна была стать своего рода подарком ему. Дороговатый, прямо скажем, подарочек даже для Генсека. Не зря лодку почти сразу прозвали «Золотая рыбка» — не так давно было озвучено в прессе, что ее стоимость равнялась трем процентам годового бюджета всего СССР!

Вот что о ходовых испытаниях лодки в декабре 1969-го рассказал обозревателю ИА «Двина-Информ» капитан I ранга (ныне уже в отставке) Николай Чарушев, который сам был на ее борту во время установления того самого рекорда подводной скорости: «Когда подлодка стала набирать скорость, все в центральном посту схватились за закрепленные предметы, чтобы не упасть. Странный шум услышали все — в уши ворвался гул обтекающей корпус воды.

В конце концов он превратился в самый настоящий самолетный рев. Подошли к первой поворотной точке, и тут подводники впервые ощутили ускорение и крен, как в самолете. Палуба под ногами накренилась так, что чуть не посыпались на правый борт. В это время приборы и показали скорость 44,7 узла — это, между прочим, равняется скорости торпеды...».

Когда лодка после испытаний вернулась из Белого моря в Северодвинск, корабелы Севмаша пришли в ужас. Те, кто встречал на причале, с трудом узнали подлодку, ее корпус стал другим. Вся краска слетела, весь титановый корпус был отполирован водой, загладились даже сварочные швы....

Подлодка была заново покрашена и 13 января 1970 года единственная в мире (на тот момент) титановая субмарина вступила в боевой состав Северного Флота. В 1971 году К-162 вышла в свой первый боевой поход и прошла от Гренландского моря до Бразильской впадины в район экватора. В этом-то походе и произошел тот самый знаменитый случай с американским авианосцем «Саратога».

Автору этих строк доводилось бывать на «Золотой рыбке» не один раз, правда, только тогда, когда она уже была выведена из боевого состава флота и готовилась к утилизации. В военном порту Северодвинска ломали голову, к какому бы плавучему причалу лодку поставить — ведь титан ее корпуса за считанные месяцы «съедал» любое железо.

Кстати, несколько лет назад, когда К-162 уже резали «на иголки» на северодвинской верфи «Звездочка», я удивился, в каком прекрасном, прямо-таки в первозданном состоянии был ее корпус. Титану никакое время, никакая ржавчина не страшны...

По натовской классификации подлодка К-162 называлась «Papa». Неизвестно, почему натовцы ее так назвали, однако, по сути, подводный крейсер К-162 действительно является прародителем целого направления в строительстве отечественных подлодок следующих поколений. Действительно — это подводный Папа!

Ну и в заключение несколько слов о том, почему все-таки «Золотая рыбка» не пошла в серию и осталась единственным в своем роде кораблем этого проекта. Ведь и крылатые ракеты комплекса «Аметист» с подводным стартом, которыми она была вооружена, были отличные, и техника не подводила, и энергетическая установка работала хорошо. Хотя, конечно, она дорого стоила, но кто в то время народные деньги считал...

Подвела самый дорогой корабль СССР... как раз-таки ее рекордная скорость! Ведь на таких скоростях лодка производила столько шума, сколько целая флотилия кораблей другого проекта. А главное боевое качество любой субмарины — это все-таки скрытность, а никак не скорость! Впрочем, то, почему у нас такое дикое количество самых разных проектов субмарин, и зачем надо было на них тратить такое дикое количество народных денег — это уже совсем другая история... О ней как-нибудь в другой раз.

Андрей Михайлов, 6 августа 2014 09:20
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия