Главное

Как командир подлодки «Архангельск» спас мир от катастрофы

Как командир подлодки «Архангельск» спас мир от катастрофы
Общественная организация «Союз офицеров» накануне официально обратилась к президенту России Владимиру Путину с необычной просьбой: рассмотреть вопрос о присвоении звания Героя России командиру атомной подлодки «Архангельск».

Подписал обращение лидер «Союза офицеров» Станислав Терехов, известный еще со времен кровавых событий в Москве в октябре 1993 года — он был в числе защитников расстрелянного тогдашним президентом Ельциным Белого дома. Необычность этой просьбы Терехова в том, что и командир АПЛ уже на пенсии, и подлодка давно на пороге утилизации, да и было всё 23 года назад. Но подвиг-то был, да еще какой! ИА «Двина-Информ» разбиралось в ситуации. Страна должна знать своих героев, даже если время проходит!

Но что самое интересное, первым инициативу о присвоении командиру нынешнего тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения «Архангельск» высказал еще раньше другой защитник Белого дома, северодвинец, Альберт Буторин, член Верховного Совета РСФСР в 1990-1993-годах. Кстати, не так давно ему исполнилось 75, с чем ИА «Двина-Информ» его и поздравляет.

Именно Альберту Буторину, который в те годы представлял в Верховном Совете Архангельскую область, спикер Руслан Хасбулатов поручил расследование аварии. По его мнению, мир стоял на грани ядерной катастрофы, которую предотвратила лишь самоотверженность командира АПЛ... Вот что Альберт Николаевич рассказал обозревателю ИА «Двина-Информ»:
«1 октября 1991 года меня вызвал председатель Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов: „Мне доложили, что в Белом море чудом не взорвалась подводная лодка с ядерным оружием на борту. Сейчас эта лодка стоит у причала в Северодвинске, туда прибыл заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал В. А. Порошин. Вам необходимо вместе с ним разобраться в ситуации и срочно доложить мне. Пожалуйста, отправляйтесь туда немедленно!“.

Тяжелый атомный подводный крейсер „ТК-17“ построен в Северодвинске на Севмаше и передан ВМФ 15 декабря 1987 года.Основным его вооружением были 20 межконтинентальных баллистических твердотопливных ракет. В Северодвинске вокруг поврежденного атомохода была такая секретность, что на его борт не пустили даже тогдашнего мэра города. Вместе с Порошиным мы прошли все отсеки „ТК-17“, беседовали с членами экипажа, осмотрели повреждения верхней палубы, покрытой пристывшими „лепешками“ расплавившейся ракеты.

Командир „ТК-17“ капитан первого ранга Игорь Гришков в те дни был совершенно измотан. Он доложил, что 27 сентября 1991 года на полигоне в Белом море, при запуске учебной ракеты она взорвалась в шахте, крышка которой улетела далеко в море. Лодка всплыла, и, увидев огненный шар над палубой, Гришков срочным погружением сбил пламя массой морской воды, после чего снова всплыли. Этим маневром он спас подводный атомоход с ядерным оружием от взрыва с адскими последствиями.
Тогда я предлагал выдвинуть Гришкова на звание Героя Советского Союза, но руководство страны и ВМФ предпочло замолчать это ЧП, дабы обеспечить секретность вокруг ужасных последствий возможной катастрофы...».

«27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на атомной подводной лодке ТК-17 в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт» — такова официальная справка о событиях 23-летней давности.

Эта авария стала самой последней на атомном подводном флоте СССР. Не потому, что у нас аварий больше не было — а потому, что СССР вскоре не стало... Почти все годы, минувшие после аварии, о ней практически молчали.

«ТК-17» — пятая по счету из шести выпущенных в Советском Союзе тяжелых атомных подводных лодок проекта 941 «Тайфун» (этот проект называют также «Акула»). Подлодка получила имя «Архангельск» в 2002 году. Это самые большие подлодки в мире. Контр-адмирал Виталий Федорин (увы, несколько месяцев назад ушедший из жизни), находившийся в момент аварии на обеспечивающем судне, тогда же рассказывал автору этих строк:

«По сути, я видел все, что происходило, со стороны. Во время предстартовой подготовки в шахте подлодки произошел взрыв баллистической ракеты. Крышка шахты улетела в неизвестном направлении, загорелось резиновое покрытие легкого корпуса лодки. Командир „Акулы“ капитан 1-го ранга Гришко действовал профессионально. Он оперативно притопил гигантский корабль на перископную глубину, сбил пламя и смыл с корпуса остатки твердого ракетного топлива, которое может гореть и в воде. К счастью, никто из моряков не пострадал.

В дальнейшем шахта была заварена и не эксплуатировалась, однако атомоход еще долгое время оставался в боевом строю. Это была единственная авария с ракетным оружием на кораблях такого проекта. Она не повлекла за собой ни разрушения прочного и легкого корпуса, ни человеческих жертв. Подводники отдали должное проектировщикам — корабелам северодвинского Севмаша за тот запас прочности, который они заложили в корабль. Ну и командир был героем настоящим».

Не так давно контр-адмирал, доктор военных наук, профессор, ветеран подводной службы ВМФ Российской Федерации (стаж подводной службы 27 лет) Борис Попов опубликовал и свои воспоминания о той аварии (приведем только часть из них) в северодвинской газете «Северный рабочий», чем еще раз напомнил о тех событиях...

Собственно, это не последняя авария со взрывом ракеты, которую как бы видел атомный подводный крейсер «Архангельск» (так ТК-17 назвали в 2002 году). В феврале 2004 года по программе крупномасштабных учений подводная лодка Северного флота «Новомосковск» («К-407») должна была запустить межконтинентальную баллистическую ракету. Пуск окончился неудачей. Ракета разрушилась, взорвалась уже после выхода из ракетной шахты. При чем тут «Архангельск» («ТК-17»)? А вот при чем.

Недалеко от «Новомосковска» на борту атомной лодки «Архангельск» находился тогдашний президент России Владимир Путин — он наблюдал за учениями. И самолично видел, как ракета погибла. Флотским не удалось тогда «козырнуть» перед верховным главкомом лихим ракетным залпом... Ну, а мировую прессу обошла знаменитая фотография, сделанная на борту «Архангельска»: Владимир Путин в черной подводницкой пилотке.

А всего через несколько недель, 29 апреля 2004 года, в связи с отсутствием боекомплекта подводный крейсер ТК-17 «Архангельск» был выведен в резерв. В настоящее время корабль находится в ожидании решения на утилизацию или на модернизацию по проекту 941У. Стоит он, ржавея и приходя в негодность, в военном порту Северодвинска. Но это уже совсем другая история...

Андрей Михайлов, 28 июля 2014 09:40
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия