Главное

Славный ледокол «Сибиряков»

Славный ледокол «Сибиряков»
В 1932 году 28 июля судно «Александр Сибиряков» начало сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово. Плавание это стало первым в истории.

Знаменитый корабль был заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу английской компании «Беллавенчур Стимшип». На воду был спущен в 1909 году под названием «Беллавенчур». Долгое время он использовался для промысла тюленей.

В 1915 году «Беллавенчур» был куплен у компании «Эй Джей Харви» министерством торговли и промышленности России для зимних рейсов в Белом море. После чего переименован из  «Беллавенчур» в «Александр Сибиряков» в честь русского финансиста А.М. Сибирякова.

Во время Первой мировой войны судно использовалось для перевозки  прибывавших из стран-союзников военных грузов. А после войны для весеннего зверобойного промысла в горле Белого моря.

Ровно 82 года назад (28 июля 1932 года) «Сибиряков» под командованием капитана В.И Воронина, начальника экспедиции академика О.Ю. Шмидта и его заместителя В.Ю. Визе вышел из Архангельска и,  обогнув с Севера архипелаг Северная Земля в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов команде удалось вывести судно на чистую воду к 1 октября в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.

Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени. 

В один из рейсов поздней осенью 1936 года судно потерпело аварию у Западного берега Новой земли в Карском море и было выброшено на подводную скалу. В результате образовалась большая пробоина в машинном отделении. Снять судно со скалы удалось только в навигацию 1937 года с помощью специальных плавучих понтонов большой подъёмной силы. Пароход был отбуксирован в Архангельск на завод «Красная кузница». К 1939 году судно было отремонтировано.

До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как снабженец.

В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм орудия (корма), два 45-мм орудия (бак), два 20-мм зенитных автомата «Эрликон». Капитану ледокола Анатолию Алексеевичу Качараве было присвоено воинское звание старший лейтенант.

25 августа 1942 года направляясь по курсу к мысу Оловянный, между островами Белуха, Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря, русский пароход встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вёл поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». Завязался бой.

«Сибиряков» несмотря на огромное превосходство противника в вооружении начал обстрел крейсера с дистанции 64 кабельтовых. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. После чего «Сибиряков» был потоплен, а часть моряков взяты в плен. 13 человек из взятых тогда в плен выжили в немецких лагерях и были освобождены после окончания войны. Поиски останков судна, организованные в 2007 г. не увенчались успехом.

29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена часть членов экипажа «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода «Александр Сибиряков» в бою с фашистским крейсером «Адмирал Шеер» в период Великой Отечественной войны»: Бочурко Николай Григорьевич, Никифоренко Семён Фёдорович, Элимелах Зелик Абрамович, Алексеев Иван Алексеевич, Герега Серафим Изосимович, Копылов Иван Федорович, Павловский Андрей Тихонович, Седунов Федор Васильевич.

В честь команды ледокола пролив в Карском море к Северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев, имя судна носят банка в Баренцевом море у Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби. Ряд островов в районе Диксона назван в честь членов экипажа ледокола: острова Бочурко, Элимелаха, Дунаева, Никифоренко, Иванова, Матвеева, Прошина, Вавилова.

На острове Белуха (остров Элимелаха) в память о подвиге корабля установлен маяк.

(По материалам интернет-источников).

28 июля 2014 09:03
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия