Был в советское время у предприятия «Архморпуть», которое занималось дноуглублением на Северной Двине, небольшой грузовой пароход с бортовым номером АРМП-301У. Судно 1912 года постройки, тихоходное, с неуклюжей надстройкой на корме. По старой привычке его называли первоначальным именем — «Санта Мария». Морские путейцы старались его сильно не загружать работой: раз-два в неделю он перевозил от одного причала к другому или на рейд судовое снабжение.
Как в годы всеобщей неразберихи конца 90-х АРМП-301У оказался в частных руках, сейчас уже никто не признается. Вкладываться в модернизацию и ремонт своего приобретения частник не спешил, но в начале двухтысячных «Санта Марию» можно было видеть в Белом море, на рейдовых выгрузках в Лопшеньге, Летней Золотице, Соловках. Внешний вид его не радовал глаз: некрашеные борта, ржавая надстройка, чумазая команда... Неудивительно — людям приходилось больше времени работать на погрузке и выгрузке, чем заниматься прямыми своими обязанностями. А потому и морскими специалистами они были качества невысокого.
Закономерно, что как-то по осени 2005 года пароход оказался на берегу. Летнезолотицкие мужики рассказывали, что «Санта Марию» во время отлива вынесло на прибрежную отмель. Попытки сняться с мели сразу результатов не дали. Недолго думая, экипаж пошел знакомиться с деревней. А разыгравшимся штормом их пароход вынесло еще дальше, откуда и на полной воде самостоятельно не сойти. АРМП-301У стоял на виду у Летней Золотицы долго. Изредка кто-то из команды приезжал, что-то пытался сделать. Потом и такие визиты прекратились. Наверное, решили в деревне, частник махнул рукой на свое замытое в песках имущество.
Осенью 2011 года пришел в Золотицкую бухту буксир с баржой, на барже — экскаватор. За ночь, пока стояла малая вода, экскаватор выкопал траншею. По ней с помощью буксира, как по транспортеру, «Санта Мария» сошла на глубину. И караван тут же скрылся за горизонтом.
На днях, пишет «Правда Севера», в полицию Приморского района поступило заявление. В нём владелец просит расследовать факт хищения судна. Трудная задачка стоит перед следователями — вероятнее всего, «Санта Мария» уже в мартеновской печи.