Главное

Сколько роз и львов изображено на прялках и других предметах быта?

Сколько роз и львов изображено на прялках и других предметах быта?
В музее «Малые Корелы», что под Архангельском, открылась выставка «Роза и лев».

На территории природно-ландшафтной экспозиции, в выставочном зале музея «Малые Корелы» работает выставка «Роза и лев», посвященная свободно-кистевым росписям Русского Севера. Ее автором является научный сотрудник музея Мария Мироненко.

«На Севере были развиты два вида росписей: графические и свободно кистевые: если в основе первого вида лежит контур, заполненный цветом, то в основе второго — свободный живописный мазок, — рассказывает Мария Мироненко. — Название выставки не является случайным: дело в том, что сюжетами свободно-кистевых росписей зачастую являлись именно роза и лев. Почему лев? Этот образ, широко распространенный в народном искусстве, пришел к нам с Востока, а также через изображения на итальянских и византийских тканях, на различных предметах быта. В северных сказках лев является олицетворением мощи, силы и доброты, верным и преданным другом человека. Хотя как выглядит лев наши мастера, естественно, не знали, и поэтому изображали его в виде кота, доброй собаки или медведя. На расписной двери из коллекции нашего музея под изображением льва так и написано: „кот замор(ский)“. Роза же была более привычна северянам — вспомните хотя бы северную розу — шиповник. Очень часто этот мотив встречался и на иностранных предметах, которые завозились к нам».

Как сообщили «Двине-Информ» в музее, крестьянские росписи занимают особое место в составе коллекции музея «Малые Корелы» и охватывают большой круг предметов: от интерьерных росписей до разнообразных бытовых предметов. На выставке представлены образцы шенкурской, каргопольской и коневской росписей.

На крестьянские росписи Каргополья значительное влияние оказали выговские живописцы, которые после закрытия скита ходили по деревням, нанимались писать иконы, украшали росписями избы. Изображение на каргопольских прялках представляют собой выполненные в свободно-кистевой манере кусты пышных роз в вазонах. На выставке представлены не только прялки конца ХIХ — начала ХХ в., но и выполненные в 1920-1930-х гг. мастером Вакуриным из деревни Тихманьга. Его изделия — большие, массивные прялки, которые легко узнаются по характерному мотиву — изображениям матроса и барышни, вписанными в круг.

В особую группу выделяется «коневская» (по названию села Конево Плесецкого района) прялку, в основе росписи которой также цветочные мотивы. Отличительной особенностью прялок является резная рамка по периметру лопасти.

А сколько же на предметах изображено львов и роз? Приходите и посчитайте на выставке «Роза и лев».

24 июля 2014 15:52
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия