Плата за общедомовые нужды на коммунальные услуги будет переведена в жилищные с 2015 года. Об этом на всероссийском семинаре-совещании «Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения», прошедшем в Архангельске, заявил заместитель начальника отдела административно — надзорного производства контрольно-ревизионного управления ФСТ России Евгений Шалманов.
Практика последних лет показала, что значительная часть так называемых общедомовых нужд — это вовсе не оплата ведра воды для мытья подъезда, и не оплата электроэнергии за освещение подъезда. В основном это потери ресурсов, которые могут быть как от ветхости сетей, так и от банального воровства.
Жителям домов бороться с потерями сложно. Они разрознены. Энтузиасты, которые готовы погрузиться в коммунальные проблемы, есть далеко не в каждом доме. Да и не будет же обычный житель проверять, есть ли у соседа магнит на водосчетчике.
Что касается управляющих компаний, то они пока не имеют материального стимулирования снижать потери. Инициатива правительства России как раз и нацелена на то, чтобы с потерями начали бороться управляющие компании — профессионалы на жилищно-коммунальном рынке — иначе они просто не выживут.
Муниципалитеты, разумеется, не должны оставаться в стороне от коммунальных проблем населения и всех потребителей. В российском законодательстве прямо прописано, что за теплоснабжение, водоснабжение отвечают местные власти.
В то же время не все главы понимают всю ответственность за эту работу. Схемы водоснабжения своей территории местные власти должны были утвердить до 31 декабря 2013 года, схемы теплоснабжения — до 1 июля 2011 года. Но, к примеру, в Архангельске схема теплоснабжения была утверждена только в 2013 году, а схемы водоснабжения не утверждена до сих пор, передает официальный сайт регионального правительства. Евгений Шалманов подчеркнул, что разработка схем тепло- и водоснабжения должна происходить за счёт местных бюджетов.
Без подготовленных схем водоснабжения сейчас запрещено утверждать инвестпрограммы для водоканалов, то есть муниципалитеты, не утверждая схемы, сами отбирают будущее у своих территорий. Иногда в ситуацию вмешиваются надзорные органы. На семинаре был приведен пример республики Карелия, где глава муниципалитета через суд был отстранён от должности за отсутствие утвержденной схемы теплоснабжения.