Главное

Александр Дятлов: Игорь Кошин сможет сделать отношения Архангельска и Нарьян-Мара более успешными

Александр Дятлов: Игорь Кошин сможет сделать отношения Архангельска и Нарьян-Мара более успешными
Июнь 2014 года стал знаковым в части взаимоотношений Архангельской области и НАО. Состоялось подписание соглашения о передаче полномочий от Архангельской области НАО, сессии законодательных Собраний утвердили договор 18 и 20 июня.

Кроме того, в июне законодательное Собрание НАО отметило свое двадцатилетие, на торжествах присутствовали и коллеги — парламентарии из Архангельской области, сообщает ИА «Regnum». Своими впечатлениями и идеями по поводу дальнейшего взаимодействия Архангельской области и НАО поделился председатель комитета по природопользованию и ЛПК Архангельского областного Собрания депутатов Александр Дятлов.

«В этом году Владимир Владимирович Путин поставил задачу сформировать арктическую группировку Вооруженных сил РФ. Реализация проекта была возложена на министра обороны Сергея Шойгу, который взялся за дело с присущей ему энергией. И вот недавно уже состоялись впечатляющие учения российских арктических десантников. Как бы подтверждающих не только экономическое, нооборонное присутствие РФ в Заполярье. И все — таки оставался вопрос: идет ли речь о преимущественно демонстрации боевой мощи нашей Армии и охране границ, или эти учения — прелюдия к развертыванию какого — то экономического проекта, который обозначит так ожидаемый многими, особенно северянами, реальный «арктический вектор развития России».

Главным элементом амбициозного проекта президента «Роснефти», который можно назвать «Баренц — прорывом», является строительство в Индиге, на западе Ненецкого автономного округа (НАО) завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 5.2 млн в год. Ресурсной базой послужат перспективные Кумжинское и Коровинское газовые месторождения, запасы которых оцениваются в 160 млрд. кубов и 3,9 млн. тонн конденсата. В Индиге предполагается построить глубоководный порт, который позволит экспортировать СПГ в Европу и на другие рынки танкерным флотом. Планируемая мощность СПГ — терминала — 10 млн тонн в год. Кроме того, в порту будет построен нефтеналивной терминал мощностью 25 млн тонн. Энергичные переговоры между государственной компанией и НАО по реализации СПГ проектов начались и очень динамично продвинулись после назначения врио губернатора Ненецкого округа Игоря Кошина — государственного и общественного деятеля, которого хорошо знают и высоко ценят в Архангельске. Считаю, что его назначение позволит успешнее развивать конструктивные отношения между Архангельском и Нарьян-Маром.

Обеспечение завода, порта, терминалов и их сотрудников технологическим оборудованием, стройматериалами и грузами социального профиля будет осуществляться двумя путями. Во-первых, по новой железнодорожной ветке Сосногорск (Коми) — Индига, а во-вторых — по автомобильной дороге Усинск — Нарьян-Мар — Индига. Подчеркну, что до недавнего времени строительство последнего (и принципиального для проекта!) участка не планировалось. А ведь его появление кардинально меняет заполярную логистику и придает проекту по производству СПГзаконченный вид! А весь проект в целом комплексно описывает ориентиры и параметры социально-экономического развития западной Арктики. При этом можно не сомневаться, что сказанное Игорем Сечиным — это план, подкрепленный финансовыми, технологическими, политическими и другими возможностями государственной нефтяной компании, осуществляющей сегодня успешную наступательную политику «по всем фронтам».

Очевидно, базовым городом для выхода на Баренц — просторы станет Нарьян — Мар, столица НАО. Но в таком большом, без преувеличения общенациональном деле, достойное место найдется, конечно, и другим городам, регионам, компаниям, вузам. В том числе — Институту нефти и газа Северного (Арктического) федерального университета (САФУ, Архангельск). Именно на его базе можно готовить профильных специалистов для завода по СПГи обслуживанию терминалов и инфраструктуры. Если руководство университета презентует научно-педагогический и кадровый потенциал Института и смежных подразделений в нужном формате, то Роснефть может сделать основную кадровую ставку" именно на Архангельск. Сотрудничество государственной компании и федерального университета вписывается в общую концепцию промышленного освоения Севера, обозначенную нашим президентом. И развитую в недавнем выступлении Путина перед студентами и профессурой САФУ. Не сомневаюсь, что и наше Областное Собрание энергично поддержит эту инициативу.

Хорошо известно, что Архангельск — первый русский морской торговый порт. В советские годы наш порт был местом крупной перевалки экспортного леса. Сейчас позиции во многом утрачены. Но не безвозвратно. Сохранилась портовая инфраструктура, опытные кадры, архангельская мореходка, сохранились и судоремонтные предприятия, например «Красная кузница» и «Лайский док». Разумеется, если говорить о нашем масштабном участии в формировании порта в Индиге, строительстве танкерного флота ледового класса и его обслуживании, подготовке нового поколения моряков, то речь должна идти о связке Архангельск — Северодвинск.

Мы видим, что инициативы даже пробного бурения в Печорском море «Газпромнефтью» встречает ожесточенное сопротивление"Greenpeace" и других экологических организаций. Наверное, это объясняется тем, что у них не было надежной информации о высоких стандартах, которым соответствует буровая платформа.

Полагаю, Игорь Сечин и Роснефть в целом захотят подготовить и реализовать производственный проект по СПГ таким образом, чтобы он был безупречным с экологической и гуманитарной точки зрения. В этой части архангельский научный потенциал и накопленный опыт тоже будут востребованы.

Можно с уверенностью сказать, что «Баренц — рывок» Роснефти уже начался, а Архангельск, Северодвинск и вся наша область примут активное участие в его продвижении» — отметил Александр Дятлов.

1 июля 2014 14:03
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия