Главное

Сегодня 165 лет со дня рождения Карпа Докучаева-Баскова

Сегодня 165 лет со дня рождения Карпа Докучаева-Баскова
Карп Докучаев-Басков - краевед, историк, написавший около 40 исследований по истории Поонежья. Автор работ "Чаженский раскольнический скит (1710-1854)", "Кенский монастырь, Пахомиева пустынь", "Емецкого волока Благовещенская убогая пустынь" и не только.

Карп Андреевич Докучаев-Басков (1849—1916) известен как исследователь каргопольских и иных северных обителей, опубликовал жития их основателей и монастырские документы XVI—XVIII вв. Недавно были выявлены новые биографические материалы исследователя, наибольший интерес среди которых представляют его письма Ивану Егоровичу Троицкому (1834—1901), историку церкви, профессору Санкт-Петербургской духовной академии и Санкт-Петербургского университета. Двух этих людей объединяет то, что они земляки: и тот и другой уроженцы Олонецкой губернии, оба связаны с Каргополем (И.Е.Троицкий — выпускник Каргопольского духовного училища). Вместе с письмами хранятся монастырские грамоты, акты из личной библиотеки каргопольского краеведа. Карп Андреевич Докучаев (Докучаев-Басков — его псевдоним) вырос в религиозной православной семье. Отец Андрей Степанович Докучаев — крестьянин Верхнечурьегского прихода деревни Воробьевской (деревня располагается на Ошевенском тракте, посередине между Каргополем и Ошевенским монастырем), служил сельским заседателем в Каргопольском земском уездном суде. Мать, Параскева Егоровна, скончалась, совершая паломничество на Соловки, когда младшему сыну Карпу было 8 лет. Отец умер 7 лет спустя. Большое влияние на Карпа оказали братья. С одним из них он совершил свое первое паломничество. Старший Иван впоследствии примет монашеский постриг и станет строителем Палеостровского монастыря.

Человеком он был одаренным, и способности его проявились довольно рано, еще во время его «ученичества» в беличьей мастерской, куда он был отдан, как и другие каргопольские мальчики из бедных семей. Не имея гимназического образования, не окончив даже школы, достиг он поразительных результатов. В то же время не приложи он к природным дарованиям воли, настойчивости, целеустремленности, не стать бы ему учителем и тем более не достичь каких-либо результатов в науке. Учительствовал Карп Андреевич в сельском училище Кенорецкого прихода недолго (1875—1878 гг.). Это поприще оказалось не для него. Его уволили то ли за неумение организовать учебный процесс, то ли за его противостояние старообрядцам-странникам. Но сам Докучаев до конца жизни считал свое увольнение несправедливым.

О коротком петербургском периоде его жизни (между 1878—1882 гг.) мало что известно. Уже в сентябре 1882 г. он вновь в Каргополе, тогда как за год до этого снимал квартиру в Петербурге. Последний год там он сильно нуждался в средствах из-за продолжительной болезни. Уезжая из Петербурга, он продал древнюю рукопись — Вкладную книгу Каргопольского Спасо-Преображенского монастыря в Императорскую Публичную библиотеку, едва ли не самую ценную книгу из личной библиотеки. 

Именно безденежье заставило Карп Докучаева-Баскова вернуться в свой родной город, о чем он не раз впоследствии пожалеет. Ему придется пережить здесь много скорбей. Однажды в полном отчаянии он будет проситься вместе с детьми в каргопольскую богадельню. По возвращении из Петербурга у Карп Докучаева-Баскова было трое детей. Судя по возрасту старшего ребенка, женился он не позднее 1878 г. Жена — уроженка каргопольского Надпорожского прихода. Приехала она из Петербурга тяжело больной — у нее была чахотка, и вскоре по возвращении умерла. Умер и их младший сын. Все попечение о детях легло на плечи отца. Оставшись без какой-либо материальной поддержки, он использует, быть может, свой единственный шанс — заработать на издании собственных работ. Именно в это время у него появляется псевдоним. Ранее свои статьи он подписывал своей собственной фамилией — Докучаев, либо «Народный учитель», «Народный учитель — Мужик». Двойная фамилия Докучаев-Басков появляется в период 1880—1884 гг. «Басков» — от слова «баско», «баской» (из народной речи Каргополья). Среди значений слова есть и такие: красивый, благозвучный, хороший, доброкачественный. Псевдоним можно истолковать так: пишущий о красивом или красиво, хорошо пишущий.

Тематика его публикаций определилась сама собой — история северных монастырей. Здесь был большой простор для творчества. Свою задачу исследователь видел в том числе и в исправлении ошибок, допущенных другими историками, «первыми нашими тружениками. Работая в свое время в архиве Каргопольского Спасо-Преображенского монастыря (за год он разобрал весь архив и систематизировал его), краевед составил его историю («Строкина пустыня и ее чернецы»). Надо сказать, научные интересы Докучаева-Баскова по сохранению древних памятников  соответствовали общему направлению русской исторической науки и культуры.Напечатать свои труды у него получилось благодаря Ивану Егоровичу Троицкому, который был профессором университета и сотрудником академии наук, а в 1881—1890 гг. являлся редактором журнала «Христианское чтение». Докучаев-Басков обратился к нему, хотя ранее знаком не был, и нашёл в его лице поддержку. Большинство публикаций о монастырях состоялось именно в «Христианском чтении».Основные работы Карп Докучаев-Басков завершил в начале 1890-х гг. К некоторым из них у автора было трепетное отношение. Он никак не мог решиться на издание главного своего труда — «Строкиной пустыни», ссылаясь на то, что она не завершена, а доведена только до 1788 г. Статья начала печататься только в 1914 г. и прервалась со смертью автора. Дорожил автор своими работами о странниках, не разрешал что-либо сокращать в рукописи «Основы вероучения странников (бегунов)». Рукопись осталась неопубликованной. Предлагая в печать «Историю Челменской пустыни», он прилагает к ней службу преподобному Кириллу и настоятельно просит напечатать ее или издать хотя бы тропарь, кондак и молитву, причем специально оговаривает, что за это платы начислять не надо. 

В письмах к Ивану Троицкому Карп Докучаев-Басков упоминает несколько неизвестных своих статей, часть которых имеется здесь же в автографах. В основном это публицистика. В статье «Несчастья с монастырями» повествуется о фактах пожаров, краж в монастырях и о неблаговидных поступках игумена Спасо-Преображенского монастыря Пимена. В статье «Как сытые каргопольцы ограбили своих нищих» — о том, что произошло с завещанием купца Тельнихина, пожертвовавшего свой капитал на «истинно бедных людей, нищих, престарелых, увечных». В 1885 г. Карп Докучаев-Басков прислал заметку «Таинство покаяния», которой дал и другой заголовок «Исповедь». Представляя ее, он говорил, что это его исповедь. В случае публикации автор просил подписать заметку его именем и отчеством, поясняя, что в переводе это значит «плод храброго». Заметку все не печатали, и автор забрал ее. Есть еще несколько небольших статей. Среди них — рецензия на вышедшую в 1895 г. в Петербурге книгу «Преподобный Александр Ошевенский чудотворец и церковно-просветительное значение его обители». Карп Докучаев-Басков указывает на ошибки автора, строго следуя фактам.

Всего исследователь написал более 40 работ по истории Поонежья. Среди них "Чаженский раскольнический скит (1710-1854)", "Кенский монастырь, Пахомиева пустынь", "Емецкого волока Благовещенская убогая пустынь", "Кодлозерская пустынь", "Из жизни каргопольских странников-бегунов" и не только.В 1871 г. сделал список , то есть переписал, «Описания...» чудес, связанных с чудотворной иконой преподобного Макария Унженского и Желтоводского, хранившейся в Хергозерской пустыни.

Труд Карпа Докучаева-Баскова "Подвижники и монастыри Крайнего Севера" был выдвинут на 34-ю Уваровскую премию (1892 г.), но получил лишь "почетный отзыв".

(По материалам интернет-источников).

4 июня 2014 09:15
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия