Главное

Год культуры: обратная сторона медали

Год культуры: обратная сторона медали
О проблемах той сферы жизнедеятельности человека, под эгидой которой проходит 2014 год, во всеуслышание заявил художественный руководитель Архангельского Молодежного театра Виктор Панов.

«Очень рухнул вкус, и зритель высоко ценит юмор ниже плинтуса. Сегодня театр не меняет жизнь. Мы становимся немножечко другими, только пока сидим в зале», - озвучил первую культурную проблему Виктор Петрович.

Просветительская функция театра сопутствует развлекательной испокон веков. Театральные, музыкальные, литературные и иные деятели культуры постоянно борются с пустыми залами, с непрочитанными книгами, с безграмотными письмами, с прослушиванием бездарной музыки, с забытой историей России и многими другими проявлениями «культурного игнорирования». Объявленный Год культуры должен был помочь  расцвету интереса россиян к театрам, библиотекам и музеям, однако прекрасная задумка обернулась новыми проблемами.

«Как-то так совпало, что именно в этот год удавку на горло накидывают страшнейшую, - завил Виктор Панов. - Все театры стонут. Год культуры – это профанация полная. Ищем варианты, как передать коллективное письмо с претензиями от культурных деятелей страны лично в руки Путину, иначе никакой надежды нет. Министерству культуры дают задание, в год сократить все на 13%, а до 2018 года – на 30%, а Путин говорит: «Оптимизация не есть сокращение». 

Особенно значительной и труднопреодолимой преградой для театралов России, и в том числе Поморья, стал 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере госзакупок». Закон зачастую «тормозит»  подготовку новых спектаклей, да и в целом мешает планомерному развитию творческо-производственной деятельности театров. В рамках этого закона приходится возиться с бесчисленным количеством бюрократических бумаг при осуществлении даже самых простейших закупок. Кроме того, направленный, казалось бы, на экономию бюджетных средств, закон требует от театров существенных дополнительных расходов. 

Еще одна не менее серьезная проблема для худрука «Молодежки» – эмоциональное выгорание актеров.

«У меня 20 артистов. По контракту я ставлю четыре новых спектакля в год, в месяц играем 15-16 спектаклей,  принимают участие в них одни и те же. Плюсом к этому – два фестиваля («Европейская весна» и Уличные театры – ред.), требующие мощнейшей отдачи энергии. То, что переживают актеры – это настоящий износ психики. Актеры – на втором месте по смертности после шахтеров. Это изнурительнейшая работа! И мне нужно 40 человек, чтобы выполнять ту программу, которую мне дают. Почему никто не сопротивляется тому заданию, которое дает федеральное министерство? Для чего сидят депутаты?» - недоумевает Виктор Панов.

Будут ли услышаны слова человека, прорубившего в Архангельске культурное окно в Европу, покажет время.

Нелли Хабарова, 28 мая 2014 20:05
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия