Главное

Спектакль о чуде, совершаемом любовью

Спектакль о чуде, совершаемом любовью
Архангельский молодежный театр представил последнюю премьеру 38-го театрального сезона – спектакль «Капитанская дочка» по одноименной повести А.С. Пушкина.

Чуть более года назад в театре Панова была проведена творческая лаборатория «Молодые режиссеры — детям» в рамках международного проекта «Открытые двери». Тогда-то Архангельск и узнал о режиссере из Москвы — Михаиле Егорове: он поставил 15-минутный отрывок «Капитанской дочки», совсем маленький ее кусочек. В минувшие выходные архангельский зритель увидел, услышал и прочувствовал повесть Александра Пушкина от начала и до конца.

Три акта, восемь актеров, текст наизусть практически в полном объеме. Зрители попадают на семейный ужин. Старшее поколение Гриневых — Петр и Мария — рассказывают детям и внукам историю своей любви. Действие происходит в осеннем саду, под ногами шуршат золотые листья, и все присутствующие в зале приглашены на праздник этой любви. Золотой, белый, бежевый — в таких тонах разворачивается действие, таких цветов и одежда актеров — намекают на золотую свадьбу Гриневых и в то же время — отсылают зрителей в пушкинские времена, в «Золотой век» русской литературы. К слову, творила сценическую картину художник Татьяна Спасоломская — тоже из российской столицы.

При этом о XIX веке больше напоминать ничего не будет, да и об Екатерининской эпохе расскажут только песни и текст. Костюмы и декорации выглядят, скорее, современно. Кстати, о тексте: «Капитанская дочка» Егорова — это один из тех редких спектаклей, на которые можно привести и 10-летнего ребенка, не читавшего еще повести вовсе, и 100-летнего старичка, читавшего произведение полвека назад. Ни одно слово не было переврано, переиначено, да и вообще — со сцены звучали почти все слова, что есть в книге.

Удивительна и оригинальна еще одна режиссерская находка, касающаяся актерской игры. Главная цель актера — вжиться в роль, самому стать своим героем — задача не из простых. А насколько сложнее играть в спектакле две роли сразу! Ну а Михаил Егоров поставил перед актерами Молодежного театра сверхзадачу — сыграть по три, а то и четыре роли, ну или — еще интересней! — одну роль на двоих. Маши на сцене — две: молодая девчушка Миронова (Татьяна Харитонова) и хозяйка большой семьи Гринева (Наталья Малевинская), и обе играют одни сцены: одна переживает здесь и сейчас, другая вспоминает. И Гринева — два: Петруша (Александр Селезнев), до смешного капризный и своевольный, и Петр Андреевич (Виктор Бегунов), защитник жены и всей страны. Мария Гирс и Александр Берестень блистательно сыграли отведенные им роли второстепенных персонажей, однако совершенно разных: за два с половиной часа актеры сумели не раз, и не два измениться до неузнаваемости.

И все же ничто не погрузило в атмосферу времен пугачевского бунта так, как это сделали песни: народные, лирические, разбойничьи... Тихо, вполголоса, не приглушая речи героя, или наоборот — сильно, эмоционально, хором — так или иначе русская песня сопровождала спектакль на всем его протяжении. Апогеем, конечно, стала «Не шуми, мати зеленая дубровушка». Хотя бы ради того, чтобы услышать гениальное исполнение этой песни, нужно непременно посетить театр Панова в дни показа спектакля «Капитанская дочка».

И еще несколько слов о декорациях: вместе с ролями актеров изменялся и смысл золотой фольги, устилавшей сцену. Осенние листья переставали существовать на время разбойничьих зверств, они превращались в пепел — в то, что осталось от жертв бессмысленного и беспощадного русского бунта. И тогда герои бродили по земле, усыпанной погибшими. Кроме того, золотой цвет — это символ чистоты, он напоминает нам об ангелах. Золотые листы фольги — это еще и перья с крыльев людей, погибших за свою правду.

И все же спектакль получился о любви. Емельяна Пугачева (Степан Полежаев) было мало. В перспективе всего 38-го сезона, первая премьера которого была о Степане Разине, постановка «Капитанской дочки» рассматривалась как последний штрих к картине Молодежного театра о русском бунте и его зачинщиках. Семейная хроника затмила хронику историческую, но спектакль от этого хуже не стал: главное — победила любовь.

Нелли Хабарова, 19 мая 2014 14:27
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия