Главное

Подлодку единственного еврея-подводника потопили англичане

Подлодку единственного еврея-подводника потопили англичане
Герой Советского Союза Израиль Ильич Фисанович стал примером для многих поколений командиров. Кажется, что о его жизни, полной тревог, трудностей и... поэзии, известно все. Но вот тайна его гибели раскрылась случайно только спустя много лет после войны...

О его боевой деятельности во время Великой Отечественной как командира-подводника Северного флота написано немало книг, статей, сняты документальные фильмы.

У него нет могилы. Ею стало Северное море. В шотландском порту Данди его имя на века высечено в списке славы погибшим подводникам. Его именем названы улицы в Полярном и Кировограде. Моряков, не вернувшихся на берег, не считают погибшими. Для всех они живы, просто не вернулись из боевого рейда...

Во время Великой Отечественной он был одним из самых результативных командиров на Севере. Друзья-подводники также называли его романтиком полярных морей – он писал стихи, всегда был душой любой компании. Судьба подарила ему хоть и короткую, не необычную и героическую жизнь. Но и смерть его была тоже очень необычной – но такой же героической…

А ведь судьба словно все время как бы отвращала его от опасной профессии. Но он упрямо шел к своей цели – стать настоящим Героем. Израиль Фисанович родился 23 ноября 1914 года в бедной еврейской семье в городе Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина). В 1922 году семья переехала в Харьков, и родители отдали Изю в фабрично-заводское училище. Затем он работал на Харьковском тракторном заводе. Романтически настроенный паренек мечтал о высшем образовании, которое было недоступно при его финансовом положении, и активно участвовал в общественной работе.

И тут горком комсомола весьма неожиданно предложил Фисановичу поступить в Высшее Военно-Морское Училище имени Фрунзе в Ленинграде. Он согласился, ибо это соответствовало его романтической натуре. На выпуске молодой лейтенант за отличную учёбу получил от наркома обороны Ворошилова именные серебряные часы.

С 1936 года Фисанович служит на подводных лодках Северного Флота, с 1938 года он становится командиром разных субмарин. В канун Великой Отечественной он был назначен командиром подлодки «М-172» (такие лодки на флоте называли «Малютками» из-за небольшого водоизмещения). Капитан-лейтенант Фисанович в августе-сентябре 1941 года, действуя на коммуникациях противника в Баренцевом море, потопил на этой лодке с экипажем всего в 20 человек три вражеских транспорта. Что сделать было, прямо скажем, весьма непросто.

Ведь вооружение «малютки» – всего лишь два торпедных аппарата и две торпеды в них. Запасные торпеды не были предусмотрены. Еще имелась 45-миллиметровая зенитная пушка… Лодка была рассчитана лишь на однодневные походы. Но Фисановичу удавалось топить фашистов и на гораздо большем удалении от базы в Полярном, где базировалась его лодка.

21 августа 1941 года подводная лодка Фисановича (старшим на борту был комбриг Иван Колышкин, о котором уже писала «Правда.Ру») скрытно подошла к вражескому порту Лиинахамари. Подняв буквально на мгновение перископ, Фисанович увидел примерно в полумиле вражеский транспорт, стоявший под разгрузкой войск и военной техники. Выстрелив торпедой по транспорту и утопив его, лодка стала выходить из порта. Немцы явно не ожидали столь дерзкого нападения… Фисанович, умело маневрируя, сумел уйти от преследования и благополучно вернулся на базу.

Спустя сутки его лодка потопил паровую пассажирскую яхту с перевозимыми немецкими солдатами. Затем его экипаж прорвался в узкий и длинный фиорд Петсамо и утопил транспорт противника. Фисанович одним из первых на Северном флоте за один поход утопил два транспорта противника и стал мастером торпедных атак!

За два года его лодка совершила 17 походов и утопила два крупных военных корабля , 10 транспортных  судов и один пассажирский транспорт противника. Лодка Фисановича стала Гвардейской. Представьте себе, что все вышеописанные подвиги были совершены на самой маленькой лодке Северного флота. «Малютка» Фисановича показала, на что способна, если ей управляет геройский командир с не менее геройским экипажем.

Вообще Фисанович, несмотря на то, что получил высочайшее звание Героя Советского Союза, был очень общительным и веселым человеком. По отзывам современников,  ему был доступен любой круг общения, от высших офицеров до матросов, везде он считался своим.  Его перу принадлежат книги о моряках-подводниках «Записки подводника» и «История малютки», которые были написаны еще в годы Великой Отечественной и сразу после выпуска стали бестселлерами. Он также писал стихи, не был лишён чувства юмора. Сам он, по воспоминаниям современников, говорил, что в подводной службе как раз чувство юмора – самое первое дело…

Как гласят исторические первоисточники, в 1944 году Герой Советского Союза капитан 2 ранга Израиль Фисанович вместе с тремя другими заслуженными командирами-североморцами прибыл в Англию получать подводные лодки, переданные Советскому Союзу после раздела итальянского флота ввиду выхода Италии из войны. Для ускорения процедуры англичане предложили русским свои старые лодки - не тащить же из Италии корабли вокруг воюющей Европы. Все вроде бы были довольны.

Но в последний момент блестящий, творчески мыслящий командир-подводник Фисанович обнаружил в порту новую английскую подводную лодку и, как говорится, положил на нее глаз. Англичанам после сокрушительных побед Красной Армии под Сталинградом и на Курской дуге как-то неудобно было отказать союзникам, и они, скрепя сердце, согласились отдать свою новейшую лодку. За два месяца  опытные подводники под командованием  Фисановича великолепно освоили британскую субмарину "Санфиш", получившую после поднятия на ней Советского военно-морского флага индекс «В-1», и лодка первой должна была начать переход на Северный флот. Английское адмиралтейство составило маршрут перехода и гарантировало безопасность до зоны ответственности советского Северного флота в Баренцевом море.

О пребывании Фисановича в Англии очень мало документальных свидетельств, поэтому предложим читателям некую легенду, найденную в интернете. За подлинность ее ручаться трудно, конечно. Но вот в то, что романтичный Фисанович в такую историю попасть мог по определению – почему-то верится без всяких околичностей.

Перед выходом в море, после приемки английской лодки, капитан 2 ранга Фисанович прогулялся по Лондону – надо было подарок жене. После некоторых колебаний он выбрал в одной из лондонских лавочек хорошие женские часики и попросил упаковать их, чтобы в дороге они не повредились. Хозяин лавочки, пожилой еврей, типичный диккенсовский персонаж, внимательно рассматривал необычного русского офицера. Орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны, американский крест «За храбрость», Золотая Звезда и знак командира подводной лодки… Моряк бегло говорил по-английски, что свидетельствовало о его образованности, он был худощав, подтянут, черноволос.

Когда моряк ушел, щедро расплатившись за покупку, хозяин лавочки сразу же позвонил в еврейскую общину Лондона со своеобразным «докладом». То, что он услышал, заставило его затрепетать: «Как ты мог, Мойша? Это же единственный в мире еврей-подводник, герой. Он потопил фашистов больше, чем волос на твоей старой голове!».

Вечером, когда Фисанович подошел к проходной порта, к нему бросился измученный угрызениями совести старый Мойша. Он чуть ли не силой отобрал у него покупку, вернул деньги и тут же вручил немыслимой красы золотые часы, усыпанные бриллиантами. И тут же растаял в лондонском тумане, как бы уйдя по-английски. Фисанович пожал плечами, приняв поистине королевский подарок, и шагнул на борт своей субмарины, уже готовой к отходу. Позже, уже после Второй мировой, английские авторы писали, что эти самые часы принесли немало несчастий прежним обладателям этой уникальной вещи. Из-за драгоценных часов травились, вызывали на дуэль, судились… И Фисановичу бриллиантовые часы счастья не принесли.

25 июля 1944 года подводная лодка «В-1» под советским военно-морским флагом вышла из шотландского порта Лервик. А 27 июля связь с лодкой пропала. На свою базу на Кольском полуострове она так и не пришла... Как погиб Фисанович со своим экипажем, осталось тайной на долгие годы.

Лишь через много лет после войны, в 1954-м,  в британской прессе проскочила крохотная заметка о героизме летчиков королевского воздушного флота. В частности, говорилось в числе прочего о том, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года самолёт британской береговой охраны в 230 милях к северу от Шотландских островов атаковал и потопил подводную лодку противника.

Эту заметку случайно прочитал немецкий историк, изучавший архивы кригсмарине. Покопавшись в фашистских архивах (а значительная их часть, между прочим, уцелела и хранится до сих пор), он обнаружил, что ни одна из великого множества немецких субмарин в это время в этом месте океана появиться не могла! Еще через несколько лет тот же историк, уже при помощи британских ученых, раскопал, что именно в этом месте должна была в это время находиться лодка под командованием Фисановича. Получается, что его лодку потопил английский самолет!

Позднее, когда и советские историки «подключились» к исследованию, эта версия, увы, подтвердилась. В мистику верить, конечно, грешно, но все-таки жуткая история с неожиданно подаренными, словно упавшими с неба советскому подводнику в руки «несчастливыми» драгоценными часами впечатление производит…

Еще через несколько лет в падкой на сенсации англоязычной прессе, достаточно свободной от цензуры, появились публикации, что британское командование намеренно потопило свою же новейшую подлодку, чтобы хорошая техника не досталась русским. У королевских адмиралов  уже был опыт с обреченным на гибель конвоем PQ-17 - решать политические и военные проблемы ценою жизней моряков.

Кстати, от англичан до сих пор нет четкого ответа — а почему все-таки самолет бомбил лодку, очертания которой летчику были хорошо известны – весь практически своя же? Сама-то лодка-то опознала британский «Либерейтор», потому и не погрузилась и к отражению атаки не готовилась...

Офицеры с других лодок, пришедших из Англии, говорили, что если бы Фисанович возвращался домой другим путём, не согласованным с британским командованием, то его лодка, возможно, уцелела бы. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения...

Андрей Михайлов, 10 мая 2014 10:35
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия