Главное

Николай Наговицын. Судьба и творчество

Николай Наговицын. Судьба и творчество
Выставка с таким названием откроется сегодня в столице Поморья. Она будет посвящена жизни и творчеству Николая Наговицына, старейшего архангельского художника-графика.

В 2013 году Николаю Григорьевичу исполнилось бы 95 лет со дня рождения. В рамках юбилейной даты, Музейное объединение подготовило персональную выставку почти забытого сегодня мастера. К сожалению, ни при жизни, ни после не состоялось ни одной экспозиции с его работами.

Впервые в таком полном объеме представлено художественное наследие автора: линогравюры, рисунки, и единственная в его творчестве живописная картина. В экспозиции настоящей выставки представлены основные работы Николая Наговицына, созданные в технике линогравюры в конце 1950-х — начале 1960-х годов.

Творческое наследие художника невелико. Прежде всего, серия линогравюр, посвященных М.В. Ломоносову. Именно образ великого земляка, стал его главной темой еще со времен учебы. Среди известных «Ломоносов у тела убитого молнией Рихмана», «Пушкин у бюста Ломоносова», «Ломоносов за изучением природы света» и другие.

Как и другие архангельские художники, Наговицын не остался равнодушным к теме города. Архангельск запечатлен в трех листах. Один из них «Студенты АЛТИ», где на пороге известного архангельского вуза изображены веселые, счастливые студенты на фоне солнечного уголка города с уже не сохранившимся фонтаном, памятником Ломоносову. Северная Двина, с ее трудовой кипучей жизнью, памятники Ломоносову и Петру I предстают в двух других листах. «Архангельск» и «Памятник Петру Великому» Сегодня особенно интересно рассматривать подмеченные художником подробности городского пейзажа середины XX века.

Одной из наиболее известных работ Наговицына стала линогравюра «Народный умелец» (1967). В ней, как и в теме Ломоносова проявился интерес автора к художественной культуре своей малой родины. Мастер-косторез держит в руках как великую драгоценность созданную им резную вазу.

Кроме станковой графики он занимался иллюстрированием книг, сотрудничал с Северо-западным книжным издательством. Невозможно не сказать о том, каким замечательным каллиграфистом был этот художник. До сих пор в домах многих архангелогородцев хранятся подписанные его неповторимым почерком адресные поздравления, пригласительные билеты, открытки.

Николай Григорьевич родился 1 мая 1918 года в деревне Ивойловская, Нижне-Койдокурского с/с Холмогорского района. Он был пятым мальчиком в семье Наговицыных. С детских лет увлекался рисованием, любил музыку, чуть повзрослев, стал интересоваться искусством фотографии: снимал, проявлял, экспериментировал. В семейном архиве сохранилось немало сделанных им снимков. Сберегли в родном селе и картину маслом, написанную им в 14 лет. В 1933 году, после семи лет обучения, северный художник окончил Нижне-Койдокурскую школу колхозной молодежи и в тот же год поступил в Архангельский строительный техникум.

В октябре 1938 года был призван в ряды советской армии, служил в городе Воронеже. С первых дней войны — был на фронте, дошел до Берлина. В мае 1945-го года побывал у Дрезденской картинной галереи, разрушенной в результате американского авиационного налета. Впечатления от увиденного легли в основу рисунка «Советские воины спасают шедевры Дрезденской галереи» (1945). Победные дни 1945 года связаны с еще одним интересным событием в жизни Наговицына. Ему посчастливилось познакомиться с известным немецким писателем-антифашистом Бернгардом Келлерманом. Одному из первых он читал Николаю Григорьевичу страницы своей книги «Пляска смерти». Позднее, в середине 1960-х годов, художник создал работу «Когда смолкла военная гроза», где немецкий писатель позирует молодому советскому солдату.

Вернулся с войны с Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны II степени, несколькими медалями.

После возвращения домой он осуществляет давнюю мечту об учебе в Ярославском художественном училище, куда был принят заочно еще до войны. Его зачисллили сразу на 3-й курс. Дипломной работой молодого художника стала живописная картина «Шубин в гостях у Ломоносова», с которой позже он делал копии. (Одна из них находится в Архангельском краеведческом музее, другая — в Историко-мемориальном музее М.В. Ломоносова). Личность Михаила Ломоносова и его время становятся приоритетными в творческих поисках Наговицына.

Следующим шагом в профессиональном мастерстве становится Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств), куда он поступил в 1952 году. Учился на графическом факультете у известного ленинградского художника Алексея Пахомова. Как и в училище, тему дипломной работы связал с событиями жизни Ломоносова.

Представленная зрителю выставка «Николай Наговицын. Судьба и творчество»
объединила усилия многих людей, дала возможность собрать новый разнообразный биографический и документальный материал о судьбе еще одного незаслуженно забытого архангельского мастера. Включенные в экспозицию фотографии, документы, письма многогранно раскрывают его творческую судьбу, дополняют ее новыми неожиданными гранями.

Открытие выставки состоится сегодня в 16 часов в Выставочном зале Усадебного дома Е.К. Плотниковой.

11 апреля 2014 13:21
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия