Главное

Просто женщины без мужчин...

Просто женщины без мужчин...
В выходные дни в Архангельском Молодежном театре состоится большая премьера — спектакль по пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы».

А накануне в рамках закрытого показа семейную драму первым посчастливилось увидеть архангельским журналистам.

Сюжет пьесы был навеян Лорке воспоминаниями детства: дом женщины, послужившей прототипом Бернарды Альбы, стоял по соседству с домом родителей испанского драматурга, и события, происходящие в пьесе, имели место быть на самом деле.

За свою многолетнюю историю — а пьеса была написана в 1939 году — она неоднократно ставилась на мировых театральных подмостках, а также претерпела большое количество экранизаций. Теперь и у архангельского зрителя появилась возможность переместиться вместе с актерами почти на сто лет назад и на тысячи километров южнее — в страну страстей и соблазнов. Однако ожидают их там не танцы страсти и не любовные игры, а только — одиночество, заточение и поломанные судьбы.

Это история о молодых женщинах и их деспотичной матери, замуровавшей своих дочерей в стенах угрюмого дома. Бернарда (Дарья Тюрикова) – его хозяйка, после смерти мужа объявляет восьмилетний траур. И пять ее дочерей различного возраста, обуреваемые обидами, завистью, а самое главное - нереализованной любовью, буквально пожирают друг друга.

В спектакле показан мир без мужчин – мужчины присутствуют в нем лишь номинально, зритель всего несколько раз наблюдает мужские спины, и лишь однажды — лица. В постановке занята практически вся женская составляющая театральной труппы. И, предваряя  появление актрис на сцене, художественный руководитель театра Виктор Панов отметил, что это один из тех редких спектаклей, где удалось задействовать десять исполнительниц — и каждую с индивидуальной, значительной ролью, а не двух-трех, как в традиционных пьесах. Мировая драматургия скупа на женские роли, а в «пановской» труппе целый букет превосходных актрис. «Женская» пьеса Федерико Гарсиа Лорки дает возможность показать самые разные варианты характеров, темпераментов и возрастов. Потому в «Доме Бернарды Альбы» представлена целая палитра блестящих талантов – от заслуженной артистки РФ Натальи Малевинской до недавних выпускниц заочного актерского курса в СПбГАТИ, созданном при Молодежном театре. 

Над воплощением пьесы работали, кстати, тоже женщины: художественный руководитель танцтеатра «Крепостной балет» (Санкт-Петербург) Елена Прокопьева и художник по костюмам Фагиля Сельская (Москва).

Положенная в основу пьесы маловероятная в настощее время и весьма далекая от современной публики история о деспотичной матери и ее чахнущих взаперти взрослых дочерях была прочитана в «Молодежке» как предостережение. Перед зрителем разворачивается почти средневековая по атмосфере, жутковатая и гнетущая альтернатива сегодняшней «вседозволенности». 

Дом Бернарды Альбы — это монашеская келья, однако Архангельский молодежный театр решил уйти от примера столичных коллег (труппы БДТ), и поэтому героини не одеты в черные рясы до пола, они — красивые, возбуждающие, порой роковые женщины в полупрозрачных одеждах. И доказательством тому служит образ служанки Бернарды — Понсии, блестяще воплощенный Евгенией Плетневой. Понсии Лорки — 60 лет, Понсии Плетневой — 23. Ее одежды призваны свести с ума всех мужчин в зале: чулки, разрез юбки до середины бедра, глубокое декольте и красная помада. К слову, красная помада на губах у всех героинь — своебразный символ неудовлетворенности обитательниц дома.

Единственной «счастливицой» оказывается старшая дочь Бернарды — 39-летняя Ангустиас (Наталья Малевинская): у нее появляется шанс вырваться из дома-тюрьмы, из дома с всегда закрытыми дверями — ее сосватали. Актриса виртуозно сыграла роль столь узнаваемой вечной жертвы - «несчастненькой» старшей сестры – некрасивой, недалекой, но очень доброй, наивной и искренне желающей счастья. В то время как старая дева готовит приданное, женский улей начинает потихоньку гудеть, электрические заряды зависти разрезают воздух, и все время хочется пить, чтобы потушить разгорающийся внутри пожар. Масла в огонь добавляет постоянное мелькание безумной старухи в подвенечном платье с овечкой на руках (Татьяна Потоцкая). Такой художественный образ расшатывает строгую симметрию дома, впускает немного хаоса, заставляет теряться в догадках.

Одной из центральных героинь пьесы оказывается Мартирио. Бледная, болезненная и гордая, героиня Татьяны Харитоновой вовсе не похожа на героиню Лорки. В пьесе она -  отвратительная коварная горбунья, в спектакле Молодежного театра — жаждущая любви и свободы, красивая девушка времен декаденса. Еще одной находкой Елены Прокопьевой стала Амелия (в пьесе Лорки эта роль намечена лишь пунктиром) в исполнении Марии Якимовой: она стремится всех примирить из безотчетного, ни на секунду не отпускающего ее страха, она безумно любит Мартирио, но ни намека в спектакле нет на ее желание быть любимой. 

Вторая по старшинству сестра Магдалена (Татьяна Смирнова) громче всех кричит о неискренности любви жениха Ангустиас, о его стремлении заполучить богатство. И тем не менее ее борьба за любовь закончена, кажется, что она смирилась с положением затворницы. Она с содроганием думает о муже и детях, но в беспросветной жизни ей больше ничего не остается.

Все взоры зрителей прикованы к самой младшей жительнице запертого дома — Аделе. Анастасия Буланова гениально, надрывно и до мурашек всех присутствующих в зале сыграла свою роль. У Аделы еще есть надежда на любовь, вера в свое счастье, она дисгармонирует с сестрами, служанками и матерью — она «луч света» в этом монашеском царстве. Диссонирующей деталью оказывается ее платье. Оно мелькнет тревожным сигналом пробуждающейся внутренней свободы вначале, когда Адела покажется в нем сестрам. И зрителю уже не избавиться от гнетущего ощущения обреченности этой юной девушки, тонкой, хрупкой, способной бросить вызов, но не умеющей бороться. Яркому и радостному в склепе не место, а вырваться отсюда невозможно. В финале хрупкая Адела в том же платье прокричит о своем праве на любовь к мужчине. Прокричит, вспыхнет и… погаснет, совершив невидимое зрителям самоубийство.

Сцена самоубийства согрешившей дочери  — четкое осознание, что смерть — это спасение из мира Бернарды Альбы, где невозможно и страшно жить. Адела по ходу спектакля постоянно требует свободы, и единственной возможностью ее получить оказывается самоубийство.

Второй премьерный показ спектакля «Дом Бернарды Альбы» состоится завтра в 18.00. Редакция «Двины-Информ» рекомендует архангелогородцам и гостям столицы Поморья непременно увидеть своими глазами эту женскую драму несбыточного счастья.

Нелли Хабарова, 15 марта 2014 19:13
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия