Главное

Дискуссионный читательский клуб: Архангельский порт - тупик уральской магистрали?

Дискуссионный читательский клуб: Архангельский порт - тупик уральской магистрали?
ИА «Двина-Информ», как помнят заинтересованные читатели, не так давно обращалось к теме дноуглубления в северных регионах России. И откликов-комментариев на эту тему было превеликое множество. И именно читатели подсказали следующую тему для нашего виртуального дискуссионного клуба — Архангельский порт.

Для того, чтобы начать эту тему, на сей раз даже не понадобилось обращаться к официальным чиновничьим или депутатским лицам, чтобы получить разъяснения. Все, как оказалось, есть в избытке на официальных сайтах и в интернет-справочниках, можете проверить.

Неожиданно в прямой связи с темой порта Архангельска возник уже начинающий забываться Белкомур, которому не так уж и давно у нас посвящались целые килограммы печатных и гигабайты интернет-публикаций. Так вот, после изучения совершенно официальной и вполне свежей информации, напрашивается такой весьма парадоксальный вывод: пока не будет Белкомура, никто в порт Архангельска вкладываться не собирается. И наоборот, пока не развит порт Архангельска, никто всерьез заниматься Белокомуром не будет! Замкнутый круг...

В последнее время очень много разговоров ведётся вокруг создаваемой Администрации морских портов Западной Арктики. Она будет базироваться в Мурманске. А ведь исторически именно Архангельск, основанный еще в 1584 году, является первым морским портом России, через который была связь с Западной Европой. И вдруг — Мурманск...

Собственно, и в развитии и освоении Арктики именно Архангельск играл ключевую роль — наверное, не меньшую, чем тот же Мурманск. В 1932 из Архангельска было совершено первое сквозное плавание по Северному морскому пути за одну навигацию ледокольного парохода «Сибиряков». Да, и вообще на столицу Поморья раньше смотрели как на столицу Арктики. Но решение о «главенстве» Мурманска все-таки принято...

Хотя, как уже писало ИА «Двина-Информ», вообще-то подготовка к реорганизации администраций морских портов России началась ещё три года назад. Закон был подписан президентом и вступил в силу 21 января 2014-го. Изменения в штатном расписании были произведены по всей стране, а не только в Поморье. Реорганизация по замыслу направлена на снижение административных расходов, и одна из ее конечных целей — уменьшение портовых сборов, которые в Архангельске чрезвычайно высоки.

И уменьшение сборов тут, пожалуй — ключевая фраза. Между прочим, с предложением снизить портовые сборы губернатор Архангельской области Игорь Орлов лично обращался аж к самому президенту страны. И после этого в мае 2013 года Владимир Путин поручил Федеральной службе по тарифам рассмотреть это предложение. 25 декабря 2013 года приказ Федеральной службы по тарифам зарегистрировал Минюст России. А 10 января 2014 года документ вступил в законную силу.

Вообще за последние годы снижение ставок портовых сборов для конкретного региона — единичный случай в России. Чего уж там, губернатору Игорю Орлову удалось успешно пролоббировать (в хорошем смысле слова) интересы Архангельска «на самом верху». Но, как на грех, не прошло и двух недель, как в Архангельском морском порту как раз «сверху» и началась реорганизация, в результате которой этот порт организационно присоединили к Мурманскому! «Мурманское» лобби оказалось круче «архангельского»?

А ведь именно на порт Архангельска рассчитывали разработчики уникального транспортного проекта Белкомур — железной дороги «Белое море-Коми-Урал». Магистраль с помпой начинали строить еще в 90-х. Но стройка, по большому счету, так и осталась мечтой жителей Поморья, Коми и Пермского края — да, впрочем, и всего Северо-Запада. А сейчас, когда перспективы развития порта в Архангельске весьма запутаны, можно написать и так — «несбыточной мечтой»...

Но вернемся к официальной информации. Цитаты с разных интернет-представительств различных ведомств одного и того же, нашего с вами родного государства великолепно... противоречат друг другу!

«Белкомур — это кратчайший путь, связывающий промышленные районы Западной Сибири и Урала с морским портом в Архангельске. Магистраль имеет смысл только при развитой портовой инфраструктуре, поэтому порт в Архангельске готовят для приёма судов морского типа всех классов...»

«Порт Архангельска находится на мелководье, Северная Двина непрерывно наносит песок и ил, поэтому в порту необходимо проводить регулярные донноуглубительные работы большого объёма. Эти работы сами по себе экономически нецелесообразны до тех пор, пока нет соответствующего грузопотока, который и должен появиться благодаря Белкомуру».

«Архангельский порт претендует вернуть себе статус главного порта Северного морского пути. Новый Архангельский глубоководный морской порт с возможностью принимать суда дедвейтом до 105 тысяч тонн сыграет большую роль в реализации экспортно-транзитного потенциала страны. Общий годовой грузооборот нового порта составит более 30 млн тонн, что позволит говорить о нём как о ведущем порте севера России».

«Без строительства нового глубоководного района реставрация и дальнейшее эффективное коммерческое использование Северного морского пути через Архангельск невозможно...».

«Проект Белкомур включен в следующие документы: «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», «Транспортная стратегия России на период до 2020 года».

«29 января 2009 года проект Белкомур прошёл утверждение в Министерстве транспорта. 7 августа 2009 года проект был утверждён на заседании Инвестиционной комиссии по проведению отбора проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Также в 2009 году проект был поддержан Министерством экономики и Министерством промышленности и торговли».

«Открыть железнодорожную магистраль пообещали в 2018 году. В январе 2013 была завершена подготовка документов по проекту полной версии Белкомура, однако решение по окончательному варианту ещё впереди, оно пока не принято. И пока неясно, когда будет принято и будет ли принято вообще...».

Но вот какие официальные сообщения появляются в последнее время на «портовую» тему, как-то исподволь обходя Архангельск — и причем даже не через Мурманск. Противоречия с вышеприведенными цитатами про Белкомур тут как-то даже ошарашивают.

«Баренцкомур (Баренцево море-Коми -Урал) — проект железнодорожной магистрали, которая напрямую соединит Индигу, Сосногорск, Троицко-Печорск, Полуночное и Сургут».

«Проект строительства железной дороги Баренцкомур прописан в «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года». Строительство железной дороги «Сосногорск-Индига» и морского порта в Индиге входит в стратегию развития Ненецкого автономного округа до 2030 года. Планируется, что дорога в связке с глубоководным портом в Индиге вместо Белкомура станет новым маршрутом для экспорта продукции промышленных предприятий».

«Белкомур и Баренцкомур являются конкурентами за государственное финансирование».

Приехали, как говорится...

Ну, а если сами наберете в любом поисковике словосочетания типа «Недостатки Белкомура перед Баренцкомуром» или «Преимущества Баренцкомура над Белкомуром», то получите неисчислимое множество ссылок на эту тему.

А как по-вашему, уважаемые читатели, тема Архангельского порта и Белкомура и впрямь заглохла аж «на самом верху» или все-таки еще как-то оживет? Оставляйте свои мнения в комментариях под этой статьей. Как всегда, будем ждать комментариев и от официальных лиц.

Андрей Михайлов, 21 февраля 2014 18:40
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия