Главное

Повторит ли архангельский «ПАЗик» судьбу петрозаводского троллейбуса?

Повторит ли архангельский «ПАЗик» судьбу петрозаводского троллейбуса?
На Северо-Западе России, в соседнем с нашей Архангельской областью регионе, создан невиданный транспортный прецедент: по инициативе мэра Петрозаводска Галины Ширшиной стоимость проезда в городском общественном транспорте (в частности, в троллейбусах), с 1 января 2014 года снижена с 17 до 10 рублей.

Результат таков: в Петрозаводске возник серьезный конфликт городской администрации и различных транспортных предприятий, которых там не намного меньше, чем у нас в Архангельске. Судя по последней карельской прессе, ситуация пока и не думает как-то разрешаться. После существенного падения выручки маршруток эти самые транспортные предприятия восприняли происходящее как попытку навязать недобросовестную конкуренцию.

Эта же инициатива мэра вызвала своеобразные бунты со стороны водителей маршруток и их стихийные забастовки — Петрозаводск все чаще «зависает» в пробках. В местной прессе начали говорить даже о некоем «насильном» переделе транспортного рынка при непосредственном участии первого в истории Петрозаводска мэра-женщины. В то же время население столицы Карелии горячо поддерживает идею Галины Ширшиной.

Да и как не поддерживать? Для кого-то семь рублей — ерунда. А для кого-то и реальная денежка... Простые граждане откровенно положительно оценили идею «первой дамы» столицы Карелии и стали активнее пользоваться троллейбусами. Чем, естественно, снижают прибыль других пассажирских перевозчиков.

В середине января многим компаниям-перевозчикам почтой были разосланы уведомления об одностороннем расторжении муниципальных договоров на обслуживание маршрутов. А городские власти решили начать новый конкурс на организацию перевозок. До этого времени движение в городе будет осуществлять муниципальное учреждение «Городской транспорт».

Представители компаний-перевозчиков решили подать в суд. 21 января у здания администрации Петрозаводска прошел пикет, организаторы которого требовали у мэрии отозвать уведомления о расторжении договоров. Но Галина Ширшина осталась непреклонной в своем решении.

Вот как прокомментировал по телефону архангельскому ИА «Двина-Информ» журналист из Петрозаводска Евгений Галушин, который наблюдал эту неоднозначную ситуацию с самого начала:

«Мэр уже официально заявила, что не намерена отзывать уведомления — все транспортные предприятия должны понимать, что они несут социальную ответственность и должны выполнять функции, на которые они себя взяли.

Мне не раз приходилось бывать в Архангельске в последние месяцы, и скажу так, не вдаваясь с экономические или в политические подробности: архангельский общественный транспорт в целом раньше ходил намного хуже, чем у нас в Петрозаводске. Извините за «безбашенные ПАЗики», но не поймешь, какой график движения, и так далее — не в обиду уважаемым архангелогородцам сказано. Но вот в последние дни и у нас иногда вообще случаются транспортные коллапсы.

Но что интересно — люди все равно однозначно за инициативу мэра. Правда, в Архангельске троллейбусов давно уже нет, как и знаменитых трамваев, и ситуация у вас несколько иная... В любом случае, Галина Ширшина наткнулась на серьезное сопротивление. Уж не знаю, кто из экономистов просчитывал ситуацию, но пока мэр стоит на своем, упирая на социальную составляющую перевозок».

К словам карельского журналиста остается добавить, что администрация Петрозаводска накануне официально объявила об увольнении первого заместителя мэра Олега Дежурова. В числе прочего он курировал и транспортную сферу столицы Карелии. Мэр Петрозаводска заявила, что его обязанности вполне может... исполнять и сама!

Каким образом 35-летняя дама, поддержанная 8 сентября 2013 года на выборах мэра Петрозаводска партией «Яблоко», и ранее бывшая лишь активной общественницей и университетским преподавателем на кафедре психологии, будет самолично разбираться в транспортной экономике, оставим за скобками. Хотя именно психологически ход, конечно, рассчитан безукоризненно — люди и впрямь довольны. А вот шевелятся ли волосы на головах карельских экономистов, пока неизвестно...

Но вернемся в наш, с вами, Архангельск. Может ли подобная ситуация (когда народ вроде бы доволен, а многие частные перевозчики нет) сложиться в Поморье? И каково текущее положение и перспективы развития рынка пассажирских перевозок у нас в Архангельске? Эти непростые вопросы ИА «Двина-Информ» адресовало председателю комитета по промышленной политике, транспорту, связи и экологии областного Собрания Архангельской области депутату Эрнесту Белокоровину. И вот что он ответил:

 

«Я не очень близко знаком с текущей ситуацией в Петрозаводске. Знаю, что 13 января водители частных пассажирских компаний не вышли там на работу из-за снижения стоимости проезда в муниципальных троллейбусах с 17 до 10 рублей, а с 14 января петрозаводские «маршрутки» снизили стоимость проезда до 15 рублей. Была забастовка «частников», у мэрии стояли пикеты, ситуация накалена, а мэр города Галина Ширшина настроена очень жестко: расторгает договоры с некоторыми перевозчиками и собирается пересмотреть всю транспортную схему в городе.

К слову, в Петрозаводске, в отличие от нас, сохранено муниципальное предприятие «Городской транспорт», в столице Карелии благополучно ездят 97 троллейбусов, которые работают по семи маршрутам, так что сравнивать наши транспортные системы, наверное, не вполне корректно. В любом случае, в Архангельске нет муниципального транспорта и повторить такой маневр у нас просто нереально.

В этой ситуации тесно переплетены интересы городской власти, населения и транспортных предприятий. Власти снижают цены на билеты — значит, выпадающие доходы должны компенсироваться из бюджета. Естественно, население будет приветствовать такие инициативы.

С другой стороны, никто почему-то не озвучивает калькуляцию реальных затрат. Если мэр Ширшина сумела снизить цену поездки, при этом городской бюджет не понес дополнительных расходов, а муниципальное предприятие — убытков, честь ей и хвала. Если же МУП такими решениями загоняют в финансовую пропасть... В любом случае, власть просто обязана действовать в интересах населения, искать и находить приемлемые решения.

Наши перевозчики всегда недовольны ценой билета — они ежегодно просят областное правительство пересмотреть тариф, мотивируя это растущей стоимостью бензина, запчастей, инфляцией и т.п. Однако в мою депутатскую приемную почти каждый день приходят жалобы жителей окраин на то, что вечерами и в выходные дни автобусное сообщение с той же Маймаксой крайне неудовлетворительное.

Аналогичные проблемы, я знаю, есть у жителей других городских окраин — Левого берега, Цигломени, Экономии, 2-го лесозавода... И в центре города после 21 часа достаточно сложно дождаться общественного транспорта. В то же время по Троицкому и Воскресенской утром и днем один за другим летят полупустые «ПАЗики» и «Газели», забивая все перекрестки и «кучкуясь» по три-четыре штуки сразу в остановочных карманах. Мэрия города совместно с депутатским корпусом должна навести здесь порядок, ведь доступное и регулярное транспортное сообщение — одна из составляющих комфортной жизни жителей и гостей областного центра.

Автобусы большой вместимости, возрождение электротранспорта, открытые и прозрачные тендеры среди всех перевозчиков, включая иногородних, профессиональное изучение пассажиропотоков, создание работоспособной схемы пассажирских перевозок и ее широкое обсуждение горожанами — вот возможные пути решения проблемы, которые, кстати, видят и наши городские власти. Готов всемерно содействовать реализации этой задачи по линии нашего областного комитета по промышленности, транспорту, связи и экологии».

Понятно, что этой публикацией, начавшейся с информации о соседях по Северо-Западу (пусть она на чей-то «высокий» взгляд прозвучала даже по-дилетантски наивно) мы только лишь слегка, за самый краешек, приподняли целый пласт проблем, связанных с пассажирскими перевозками и в нашем регионе. Но ведь если ситуация (по мнению многих) как бы стоит на месте, то нужно сделать шаг хотя бы в какую-то сторону!

А как по-вашему, уважаемые читатели, что можно исправить в системе пассажирских перевозок в Архангельске? Или в Северодвинске? Или в целом в Поморье? Ждем ваших комментариев под этой статьей и конструктивных предложений. Ведь это, по сути, и есть общественное обсуждение проблемы, о котором сказал известный архангельский депутат Эрнест Белокоровин. В том, что ваше мнение ИА «Двина-Информ» доведет до тех ответственных лиц, которые занимаются этой тематикой, можете не сомневаться!

Собственно, мы с удовольствием опубликуем и мнения этих самых «ответственных лиц» в городской и областной власти, ежели они, конечно, вообще имеются... Но ведь проблемы в этой сфере есть — значит, и мнения у власти быть как минимум обязаны. Ждем!

Андрей Михайлов, 31 января 2014 18:50
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия