Главное

Каких еще подвохов от иностранцев ждать рыбакам Архангельска в мировом океане?

Каких еще подвохов от иностранцев ждать рыбакам Архангельска в мировом океане?
Российский траулер «Новоазовск», приписанный к порту Мурманска и принадлежащий Архангельскому тралфлоту, наконец-то отпущен под залог в 380 тысяч норвежских крон (около $ 62 тысяч) из норвежского порта Тромсе.

Российская сторона надеется, что в дальнейших разбирательствах будут участвовать все-таки не пограничники и спецслужбы Норвегии, а судьи. Но вот что будет дальше? Увы, эксперты приходят к неутешительным выводам...

Напомним, наш траулер был задержан 13 января в Норвежском море кораблем береговой охраны Норвегии «Нордкап» за «нарушение правил рыболовства»: якобы часть улова была выброшена за борт. На этой версии настаивает норвежская сторона.

Капитан корабля пояснил, что это произошло совершенно случайно, из-за сломанной решетки шпигата, через которую часть добытой рыбы (уже мертвой) и «ушла», попросту выскользнув, за борт. Поломку заметили поздно и предотвратить инцидент не смогли. В общем, наши рыбаки факт некоего нарушения как бы признали. Только вот с размерами ущерба, нанесенного морской экологии, они категорически не согласны!

Впрочем, спорить с норвегами на их же территории, у причала в Тромсе, оказалось бессмысленным. По последним данным, которые сообщили «Двине-Информ» в Санкт-Петербургском отделении Ассоциации морского права, скорее всего, решение норвежской стороны о штрафе будет обжаловано в международных инстанциях.

И вот тут-то и появился у архангельских журналистов острый повод подробно рассмотреть проблему рыболовства в Баренцевом и Норвежском морях! Не все так просто. И некоторые российские суда, причем не только архангельские, но и мурманские, задерживаются теми же норвегами незаконно (с российской точки зрения). Сами же скандинавы уверены, что только выполняют закон!

Вот как прокомментировал ситуацию в интервью «РГ» руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Валентин Балашов: «Норвежцы искренне считают, что после разграничения морских пространств в Баренцевом море под юрисдикцию Норвегии автоматически подпадает все, что находится по левую сторону новой границы. Сейчас в мире настолько обострилась борьба за водные биоресурсы, что каждое государство старается выдавить из своей исключительной экономической зоны конкурентов, работающих под другими флагами!».

Накануне ситуацию с «Новоазовском» (а также с задержанным в Сенегале траулером «Олег Найденов) комментировал и бессменный в течение последних семи лет глава Росрыболовства Андрей Крайний, который, как уже сообщала «Двина-Информ», как раз после этих событий с российскими траулерами уходит в отставку (хотя, может, просто совпало!).

Как пишет Общероссийское Интернет-издание «Правда.Ру», о ситуации с нашими судами глава Росрыболовства в вышеупомянутом интервью высказался чрезвычайно осторожно в виде изречения прописных истин (внеся не ясность, а подпустив некоего тумана): «Для нарушителей существуют понятные процедуры наказаний и решения конфликтных ситуаций. Неприемлемо нарушать международное морское право, не оказывать медицинскую помощь нуждающимся и прочее. Неприемлемо применять в конкурентной борьбе недобросовестные методы...».

Как бы между строк читается: наши действительно в чем-то провинились, но пусть юристы разбираются. Короче, Россия авианосные армады посылать для их спасения не будет! Тем более, что и действующий авианосец-то у нас всего, извините, один — и на армаду он никак не тянет... Ну что ж, и на том спасибо. И, по мнению Крайнего, застраховаться от подобных ситуаций в будущем российским рыбакам просто невозможно.

Кстати, в случае с «Олегом Найденовым» имело место жесткий «наезд» спецслужб Сенегала на российское судно «Олег Найденов». Без объяснения причин и официальных обвинений, с избиениями, наручниками и прочими военными «прелестями». В случае же с «Новоазовском» все прошло вроде бы более цивилизовано, с «культурным» европейским подходом. Но от такой «культуры» нашим морякам было никак не легче...

Вот как прокомментировал ситуацию с задержанием «Новоазовска» в беседе с обозревателем «Двины-Информ» член Международной ассоциации по морскому праву, известный публицист и историк, капитан I ранга Сергей Апрелев:

«Давайте рассмотрим ситуацию все-таки более объемно, ведь страдают от неких законодательных «непоняток» не только архангельские рыбаки. Попробуем найти корень проблемы. Увы, именно с судами, которые имеют отношение к России, подобные инциденты случаются чаще всего. И дело, по-моему, не только в конкретной вине, скажем, того же архангельско-мурманского «Новоазовска» (надо еще разобраться в реальных масштабах этой самой вины!). Дело в том, что, увы, подобные инциденты в дальнейшем далеко не исключены.

Увы, порой толкование международного права далеко не однозначно. Этим призвана заниматься двусторонняя российско-норвежская комиссия, в том числе, по вопросам рыболовства. После распада СССР нельзя не признать, что норвежцы (при всем моем к ним искреннем уважении) значительно активизировали наступление на права и интересы его правопреемника — России.

И регулярно возникающие, мягко говоря, неоднозначные ситуации с Норвегией вполне объяснимы. Главный документ международного морского права — Конвенция 1982 года. Именно из-за различия толкований этого документа наши страны долго буксовали в вопросе делимитации морских пространств Баренцева моря.

После российско-норвежского соглашения о делимитации границы в Баренцевом море от 2011 года законодательно как бы исчезла спорная зона промысла, по которой ранее ежегодно делалось Дополнительное соглашение... Вопрос о том, выгоден ли этот документ 2011 года России в целом и российскому рыболовству в частности, конечно, неоднозначен. Но, как уже показала практика — скорее всего, нет! Поскольку допущенные уступки, якобы, в обмен «на технологии» ничем особенно не мотивированы и не подтверждаются реалиями. Отсюда и сравнительно частые «рыболовные споры» с уважаемой Норвегией.

Россия, ограниченная, кроме всего прочего, еще и внутренними законами Норвегии, таким образом, уже не в состоянии в полной мере воспользоваться своим законным правом разработки природных ресурсов, в том числе и лова рыбы. Вот российские траулеры регулярно и арестовываются норвежской стороной.

И ситуация все больше напоминает «инициативное» подписание в Вашингтоне 1 июня 1990 года министром иностранных дел еще СССР Соглашения с США о разделении шельфа Берингова моря, по которому США получили добавку к экономической зоне более 200 тысяч квадратных километров (линия Шеварднадзе—Бейкера).

В результате, по оценкам экспертов, совокупные потери российской рыболовной отрасли составили около трех миллионов тонн рыбы, стоимостью свыше $1,4 млрд. В случае вышеупомянутых соглашений о делимитации морских пространств Севера ущерб пока подсчитать невозможно. Но ясно, что он немалый. Сюда, кстати, нужно включить и ущерб от инцидентов, подобных ситуации с «Новоазовском».

Что касается сброса некондиционной рыбы, за что был задержан траулер «Новоазовск», так это практикуют почти все страны, ведущие промысел на Севере. Это признают и сами норвежцы. Они в курсе проблемы! Об этом, например, рассказывает обошедший мир великолепный норвежский фильм «Поймать и выбросить». По сути, жадность норвежских и исландских рыбаков приводят к ежегодному снижению улова рыбы, оцениваемому приблизительно в один миллиард крон. По разным причинам выбрасывается за борт около 30% улова...

Так что на этом «хватают за руку» не только наших. Но наших — чаще! И ситуация с «Новоазовском» (да и с «Олегом Найденовым»!) — лишь своеобразный индикатор процесса. Рано или поздно какое-нибудь другое российское судно попало бы в подобную ситуацию. Увы, порой толкование международного права далеко не однозначно...

Думается, эти вопросы должны решаться не только на региональном, но и на самом высоком государственном уровне, тогда толк будет! Конечно, ссориться с весьма дружественной к нам Норвегией ни к чему, но и свои интересы защищать надо!".

Андрей Михайлов, 17 января 2014 15:12
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия