Главное

Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее?

Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее?
В лаборатории социальной психологии СПбГУ проводился мониторинг интеллектуального развития школьников и студентов.

С помощью тестов учёные определяли наличие понятийного мышления у опрашиваемых. Понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают... Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? Многие говорят, что утка, хотя правильный ответ — птица.

По данным теста меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов, в основном, психологи, философы, неудавшиеся педагоги — люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

Сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки.

Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются. Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь вместо природоведения «Окружающий мир». По мнению учёных СПбГУ на данном предмете,как и на физике не закладываются нужные основы для формирования понятийного мышления. Российское образование движется к Европе и Америке. Вопрос о том, хороше это или плохо — спорный.

Интересный пример — Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли советские программы и принципы образования. В Санкт-Петербурге состоялась конференция по вопросам образования, на ней с российской стороны выступала женщина, автор многих из последних нововведений в данной области. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала — извините, но советская система образования в школе была отличная, и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания.

Сегодня интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше. Об этом говорят данные исследований на протяжении уже более двадцати лет, из года в год.

Разрыв между умными и глупыми нарастает. Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется. тем не менее, на образование при этом тратятся огромные деньги. И что происходит? Высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру.

В США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками. И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт.

Вячеслав Маковеев, 14 января 2014 13:21
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия