Активное строительство железнодорожной линии Архангельск — Карпогоры развернулось ориентировочно в 1969 году.
Изначально планировалось, что конечным пунктом новой железной дороги станут не Карпогоры, а более отдалённый районный центр — Лешуконское. Первый поезд из Архангельска до станции Карпогоры-Пассажирские отправился 28 декабря 1975 года.
Однако датой ввода в эксплутацию участка Карпогоры-Товарные — Карпогоры-Пассажирские официально считается 1977 год. Строительство участка Карпогоры-Пассажирские — Лешуконское началось в 1980-х годах. В 1993 году оно было прекращено.
Линия Архангельск — Карпогоры официально считается малодеятельной. Но малодеятельная — не значит бездеятельная: железная дорога активно работает. Здесь курсирует один ежедневный пассажирский поезд сообщением Архангельск — Карпогоры-Пассажирские, один ежедневный пригородный поезд сообщением Архангельск — Паленьга (ориентировочно до 2001 года этот поезд следовал до станции Луковецкий), несколько грузовых поездов.
Основной перевозимый груз — лес в сортиментах (балансах). Ежесуточно на станцию Жаровиха в Архангельске прибывает около 200 вагонов, гружёных лесом. Основные лесопогрузочные станции — Луковецкий, Глубокое-Новое, Сия, Карпогоры-Товарные, Карпогоры-Пассажирские.
По одной из версий, поезд с сообщением Архангельк-Карпогоры является самым медленно движущимся поездом в России: 212 км он проходит около шести часов.