Главное

Быть или не быть — вот в чем вопрос

Быть или не быть — вот в чем вопрос
На заводе «Севмаш» отметили юбилей первой советской атомной подлодки. Субмарина под названием «Ленинский комсомол» вступила в строй 55 лет назад, и вскоре стала первой в мире подводной лодкой, достигнувшей Северного полюса.

Разработка атомных подводных лодок началось в СССР в 1950-х годах. Свою биографию первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» начала в 1958 году. 15 июня субмарина была введена в строй, а 4 июля 1958 года лодка впервые дала ход под атомной силовой установкой. 12 марта 1959 года К-3 вошла в состав 206-й отдельной Бригады подводных лодок с базированием в Северодвинске.

Когда в 1962 году «Ленинский комсомол» дошел до Северного полюса, став первой АПЛ, достигшей «макушки» Земли, это означало, что отныне советские ракеты долетят куда угодно. Лодка была вооружена большой торпедой с ядерным зарядом, который предложил Сахаров Андрей. Эта лодка предназначалась для удара возмездия.

Субмарина перестала выходить на задание в начале 1980-х, но окончательно выведена из состава флота была только в 1991 году.

Долгие годы легенда советского подплава — первая атомная субмарина К-3 ожидала решения своей участи — быть разрезанной «на иголки» или стать музеем. Десятки ветеранских организаций подводников, действующие моряки, представители общественности и специалисты судоремонтного завода «Нерпа», где уже несколько лет находится лодка, обращались в Министерство обороны с просьбой не допустить утилизации «Ленинского комсомола», сообщает Vesti.ru. В 2003 году возникла идея восстановить К-3 в качестве музея подводных сил России и отбуксировать на вечную стоянку в Санкт-Петербург.

«На прошлой неделе я был в Главкомате, где обещали эти деньги через Шойгу достать, — говорит главный конструктор АПЛ первого и второго поколений Радий Шмаков. — Если эти деньги нам выделят, если завод это сделает, а чертежи мы все уже выпустили, то лодка будет спущена на воду, и тогда можно говорить о превращении ее в музей».

Кроме того, в конце ноября в Техническом Управлении СФ в Санкт-Петербурге проходило совещание, на котором присутствовал директор филиала «СРЗ «Нерпа» ОАО ЦС «Звездочка» Аркадий Оганян. Одним из вопросов, рассматриваемых на совещании было финансирование первого этапа создания музея К-3. А именно — конвертовке «Ленинского комсомола» и спуска на воду.

«На сегодняшний день есть решение Министерства обороны о выделении необходимых финансовых средств на первый этап — рассказал Аркадий Оганян — Речь идет о 43 миллионах рублей, которых будет достаточно для того, чтобы выполнить конвертовку К-3 и спустить ее на воду в акватории СРЗ «Нерпа». Эти деньги будут выделяться по Горсоборонзаказу 2014 года Министерством обороны. Работы будут начаты и выполнены ориентировочно в первом полугодии 2014 года. При соответствующем финансировании — в январе месяце».

Предварительный проект, разработанный несколько лет назад КБ «Малахит» оценивался в 500 млн.рублей.

В марте 2013 года газета «Известия» писала об иных планах на эту субмарину. По ее сообщению, уникальная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» должна была быть утилизирована до конца 2013 года. Такое решение было принято в Объединенной судостроительной корпорации в связи с отсутствием денег на восстановление лодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой хранятся останки лодки, срочно нужна под другой проект.

«Лодка должна уступить место плавучей технической базе «Росатомфлота» «Лепсе», утилизация которой должна начаться весной 2014 года. Мы понимаем важность К-3 для истории и памяти нашего флота, но утилизировать «Лепсе» важнее, потому что на этом судне хранится отработанное ядерное топливо, которое может загрязнить пол-Европы», — пояснил представитель оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ситуацией.

Сейчас на том месте, где будут разделывать «Лепсе», стоит К-3, разрезанная пополам. Из лодки извлекли ядерный реактор, который затопили в Карском море. Комментарии командования ВМФ изданию получить не удалось. Однако ветераны экипажа К-3 признавались, что очень огорчены решением уничтожить лодку.

«Американцы сохранили свою первую атомную подводную лодку «Наутилус». Сейчас это музей. К-3 — наша первая атомная лодка, история нашего флота. В самые тяжелые годы холодной войны — в 1960-е и 1970-е — лодка успешно выполняла сложнейшие задачи по противодействию американцам. Как же ее можно уничтожать! Музей К-3 — это память конструкторам, военным морякам и все тем, кто создал атомный флот России», — уверен капитан 1-го ранга Александр Лешков.

Он напомнил, что на К-3 во время пожара в сентябре 1967 года погибли 39 подводников, но оставшийся в живых экипаж сумел сбить пламя и вернуться на базу. Однако этот подвиг до сих пор не увековечен.

Станет ли субмарина «Ленинский комсомол» музеем или, как явление российской истории, в честь которого она названа, канет в Лету, покажет время.

Валерия Соколова, 19 декабря 2013 14:27
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия