Главное

Снижение сборов не сделает порт Архангельска конкурентоспособней

Снижение сборов не сделает порт Архангельска конкурентоспособней
Впервые за свою историю Федеральная служба по тарифам (ФСТ) снижает ставки портовых сборов.

Эта исключительная мера направлена на повышение конкурентоспособности порта Архангельск и инициирована лично президентом. Впрочем, участники рынка сомневаются, что снижение ставок поможет переманить грузоперевозчиков из других северных портов — Мурманска и Санкт-Петербурга, сообщает газета «Известия».

В конце мая Владимир Путин поручил Федеральной службе по тарифам (ФСТ) рассмотреть обращение губернатора Архангельской области Игоря Орлова о снижении ставок портовых сборов морского порта Архангельск. К концу августа ФСТ подготовила проект приказа, из которого следует, что ставки портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морском порту Архангельск, будут снижены на 20% для судов загранплавания и на 10% — для судов каботажного плавания. Кроме того, на 20% подешевеет ледокольный сбор. Данная мера должна повысить привлекательность порта и привлечь дополнительный грузопоток, следует из документа.

Такая мера как снижение портовых сборов в России используется впервые и применена она будет только к одному порту.

«Цель этого снижения — привести уровень портовых сборов Архангельска в соответствие с аналогичными сборами в портах Мурманска и Санкт-Петербурга, — объясняет представитель федеральной службы. — Мы считаем, что это снижение ставок сделает порт Архангельска более привлекательным для грузоперевозчиков».

В руководстве крупнейшей из стивидорных компаний Архангельского морского порта — ОАО «Архангельский морской торговый порт» — считают данную меру недостаточной.

«Портовые сборы в архангельском порту намного больше, чем в других, — в 4–5 раз по некоторым позициям. Поэтому снижать надо гораздо существеннее, — говорит представитель компании. — Мы давно боремся за снижение этих ставок, но какой-то результат появляется только сейчас».

В руководстве самого ФГУП «Росморпорт» к готовящемуся снижению ставок относятся достаточно спокойно, но неодобрительно.

«Архангельский филиал был у нас все время убыточным, но поскольку бюджет у нас  общий для всех филиалов, то и при понижении ставок работа будет выполняться в прежнем объеме. На безопасности мореплавания это не скажется — ледоколы будут работать, навигационные знаки будут обслуживаться, — объяснил представитель организации. — Другой вопрос, что эффективность этой меры, с нашей точки зрения, невелика. Если проводить сравнения, то в Санкт-Петербурге, где структура сборов аналогична, ставка портовых сборов ниже: 40 рублей на тонну переваленного груза против 68 рублей в Архангельске».

В «Росморпорте» объяснили, что по сравнению с Мурманском Архангельский порт также имеет ряд значительных минусов: он замерзает на полгода, находится в своеобразном «глухом углу». От Мурманска ближе не только на европейские маршруты, но и на маршруты Севморпути. Кроме того, Архангельский порт сложнее и неудобнее с точки зрения навигации — более мелководный, с узкими фарватерами Северной Двины. Ограничение по максимальной осадке судна для Мурманска составляет 15,5 м против 9,2 м в Архангельске, по длине судна — 265 м и 200 м соответственно.

«Вряд ли снижение портовых сборов  способно переманить грузоперевозчиков из гораздо более удобного незамерзающего Мурманска, — говорит представитель «Росморпорта». — Даже если мы полностью обнулим портовые сборы, порт не станет удобнее».
Похожего мнения придерживается и некоторые грузоперевозчики.

«Насколько я могу судить, Архангельский порт мало приспособлен для контейнерных перевозок, — объясняет Андрей Шабардин, директор по авиа-, морским и железнодорожным перевозкам логистической компании Itella Logistic (подразделение финской Itella Group). — Географически из Архангельска обычно осуществляют транспортировку сырья, леса и т.п. На мой взгляд, даже несмотря на снижение ставок портовых сборов, он вряд ли окажется привлекательнее Санкт-Петербурга».

Грузооборот Архангельского порта  за январь–июнь текущего года вырос на 12,6% по сравнению с аналогичным показателем 2012 года и достиг 2,7 млн т. При этом наблюдается значительный — на 56% — рост перевалки нефтепродуктов и заметное уменьшение перевалки каботажных грузов. Для сравнения, грузооборот Мурманского порта превышает 15 млн т в год, что в три раза больше грузооборота Архангельского порта (5 млн т по итогам 2012 года).

По мнению специалистов «Росморпорта», отсутствие заметного роста перевалки грузов в порту закономерно, если он расположен неудобно географически, находится в регионе с депрессивной экономикой и неудобен по эксплуатационным причинам. Впрочем, по мнению специалистов, на фоне роста объемов перевалки в основных портах региона  Архангельск следует общим тенденциям и также показывает рост 12–13%.

Особое внимание представители ФГУП «Росморпорт» обращают на то, что снижение тарифа обернется потерями для предприятия: порядка 16 млн рублей в этом году и 65 млн рублей — в следующем.

«Это деньги на ремонт ледокола «Диксон» — основного ледокола Архангельска. Это деньги на закупку топлива, — говорит представитель организации. — Хуже всего то, что не предусмотрена компенсация этих выпадающих доходов предприятия».

27 августа 2013 16:20
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия