С этой серьезной проблемой столкнулись оборонные предприятия Северодвинска. Испытывают нехватку профессионалов сферы образования, здравоохранения Поморья. В каждой отрасли кадровую проблему пытаются решить как системными, так и другими способами.
Железнодорожники пошли испытанным и проверенным методом — профориентационной работой со школьниками. Руководство Северной железной дороге не только не утратило советские «наработки», но приумножает их, дабы воспитать и располагать своими «доморощенными» кадрами. Этот вопрос они легко решают, в частности, в Ярославле.
Более полувека действует Ярославская детская железная дорога (ЯДЖД). Именно здесь педагоги-наставники вкладывают душу и знания в будущее своей отрасли. По словам начальника ЯДЖД Алексея Башмашникова, здесь проходят обучение более 1000 ярославских мальчишек и девчонок. Несмотря на юный возраст — обучающимся от 12 до 17 лет, ребята осваивают профессии машинисты локомотива, начальника поезда, проводников, диспетчеров. Под чутким руководством наставников они изучают железнодорожное дело как по учебникам, так и с помощью тренажеров и непосредственно на подвижном составе, в локомотивном депо ЯДЖД. Обучение — бесплатное. Большинство ребят сейчас, в летние каникулы, проходят практику на детской дороге.
При успешном завершении, выпускники получают направление от СЖД на обучение в отраслевых сузах и вузах. Так например, нынешний выпускник Игорь поступает в Московский институт инженерного транспорта. Несмотря на то, что в Ярославле есть филиал, Игорь планирует получить высшее профессиональное образование в столице. А после окончания вуза он вернется на СЖД уже будучи дипломированным специалистом.
Дирекция как взрослой, так и детской дороги всячески поддерживают таких целеустремленных ребят. Как сказал Алексей Башмачников, об общего числа обучающихся на СЖД приходят работать порядка 15-20%. По мнению специалистов, это неплохой показатель. И хотя есть суждение, что «диспетчером надо родиться поскольку труд диспетчера очень высокой интенсивности», именно в таких максимально приближенных условиях «куются» крепкие профессиональные кадры.
Это подтверждают многочисленные призы юных железнодорожников в различных смотрах-конкурсах и слётах. Воспитанники ЯДЖД не раз становились победителями в конкурсах «Лучший осмотрщик вагонов», «Лучший проводник вагона», ряде других.
Обо всем этом журналисты Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми узнали от юных экскурсоводов ЯДЖД Анастасии и Ксении в рамках пресс-тура, посвященного 10-летию РЖД и организованного руководством СЖД.
Интерес к уникальному действующему музею — именно так хочется назвать это замечательное место — его посетители проявляют круглый год. «В день у нас шесть рейсов, через каждые 45 минут, за исключением перерыва (согласно расписания), на каждый рейс четыре вагона по 36 мест, итого 144 места на каждый рейс. В пути наших пассажиров ждут станции «Пионерская», «Луговая», «Яковлевская», а между ними две платформы — «Зелёная», «Солнечная» и совсем новая — «Юбилейная», построенная к 1000-летию Ярославля».
Для справки:
Ярославская детская железная дрога (ЯДЖД) впервые открыта в 1946 году. В 2008 году на магистрали произведена масштабная реконструкция, ее протяженность увеличена с 3,2 до 5,7 км, построены новые станционные здания и платформы. Детская железная дорога оснащена современными обучающими тренажерами, среди них — компьютерный тренажер «Кабина машиниста ТУ-7А» и тренажер-макет, внутри которого воссоздана инфраструктура железной дороги, установлены мини-поезда. С его помощью воспитанники ЯДЖД осваивают практические навыки управления перевозочным процессом. Всего на детской магистрали занимаются более 1,1 тыс. юных железнодорожников. Кроме профильных классов работают творческие и спортивные кружки, проводятся занятия по железнодорожному моделированию. По Ярославской детской железной дороге в прошлом году совершили путешествие более 16 тысяч ярославцев и гостей города.