В ближайшем будущем в России планируется ввести проверку водителей автобусов не только на алкоголь, но и на наркотики. Причем как перед рейсом, так и после его окончания. Минздрав России опубликовал проект приказа, определяющего порядок прохождения медосмотра водителями транспортных компаний.
Эксперты считают, что новый регламент может поставить под угрозу существование некоторых транспортных компаний. Однако практики более спокойно воспринимают предстоящие перемены.
Еще совсем недавно в Архангельске одной из самых обсуждаемых тем был конфликт между муниципальными и нелегальными автоперевозчиками. Недобросовестная конкуренция со стороны нелегалов фактически отнимала у муниципалов пассажиров, а, следовательно, и прибыль.
Сегодня на повестке дня возникла другая проблема — сохранение общественного транспорта. Предложение Минздрава вернуть проверку водителей автобусов на алкоголь и наркотические вещества вызвало определенную реакцию у тех, кто считает, что сегодня и так остро ощущается дефицит молодых специалистов. Их недостаток сократит количество автобусов на городских маршрутах, например, в Архангельске, до критического минимума, а дополнительные меры только спугнут желающих работать в этой сфере.
В Архангельске будущих водителей и механиков автотранспорта готовят в профессиональном училище № 31. Его директор Александр Мотора считает, что, так называемого, кадрового голода в сфере автоперевозок быть не должно, в училище эти специальности самые востребованные. В абитуриентскую кампанию именно на эти специальности приходится до 90 процентов всех заявлений. В этом году число обучающихся водительскому и автослесарному мастерству выросло более чем в 2 раза.
«У нас имеются свои лаборатории и автомастерские, к профессии ребят готовят мастера производственного обучения, — рассказывает Александр Анатольевич. — А практику наши учащиеся проходят как в училище, так и на дорогах города, а также на автотранспортных предприятиях Архангельской области.
Что же касается предложения Минздрава России, то Александр Мотора не считает его сверхъестественным: «У нас и до, и после рейса водители общественного транспорта проходят медицинскую проверку. В этом я не вижу ничего нового».
Сегодня нормативных актов, регламентирующих предрейсовый медицинский контроль водителя, не существует. Поэтому таксопарки и автобазы решают сами — тратиться им на медработника или можно экономить, например, доверив этот контроль автомеханику.
В советское время перед выпуском в рейс водителя был обязан осмотреть медицинский работник транспортного предприятия: проверить давление, оценить состояние человека визуально и обязательно спросить о самочувствии.
По сути, нововведением должна стать проверка на наркотические вещества. Предполагается, что периодически водителям придётся сдавать анализ мочи. Разумеется, сразу узнать о наличии наркотиков не получится. Среднее время, в течение которого результат проверки станет известен, составляет от 4 до 6 дней.
«Работа водителя автобуса трудная, монотонная, выматывающая, и при этом очень ответственная, — рассказывает бывший работник одного из архангельских автопредприятий Алексей Сидоров. — Предрейсовые проверки все равно нужны, хотя бы для подстраховки работодателя, да и самого водителя. Аварийность на дорогах повышается с каждым днем. Считаю, что можно и нужно ходить в рейсы на трезвую голову. Ведь мы несем ответственность за своих пассажиров».