С 3 сентября 2012 года в регионе отменяется пригородный поезд Вожега — Коноша — Вожега. А с 10 сентября монополист намерен сократить количество маршрутов по направлениям Малошуйка — Обозерская, Обозерская — Малошуйка, Обозерская — Емца, Емца — Обозерская, Сольвычегодск — Кизема, Кизема — Котлас Южный. Помимо этого, на период с 10 по 30 сентября ежедневно, за исключением выходных, отменяется пригородный поезд Архангельск — Сия, Сия — Архангельск.
Поморье не одиноко. По сообщениям пресс-службы компании «Российские железные дороги», ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (СППК) снизила объемы пассажирских перевозок в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Ивановской областях и республике Коми.
Позиция железнодорожников такова: пока субъекты Федерации не согласятся с размерами компенсаций выпадающих доходов и не выплатят монополисту многомиллионные долги, население не сможет пользоваться пригородными поездами.
По сообщениям пресс-службы правительства Архангельской области, в администрации области неоднократно проводились переговоры с руководством Федеральной пассажирской компании, Северной железной дороги и СППК, но сторонам не удалось договориться по объемам финансирования.
Причина в том, что перевозчик, предъявляя к региону убытки, исчисляемые сотнями миллионов рублей, не готов предоставить прозрачную схему начисления платежей за аренду подвижного состава с экипажем, которые составляют 87 процентов от всех расходов СППК.
По информации СППК, прогнозируемый убыток от госрегулирования тарифов в 2012 году составит уже почти 450 млн рублей.
Сложившуюся ситуацию прокомментировал руководитель агентства по транспорту Архангельской области Дмитрий Деарт:
«Если раньше вопрос дотирования был полномочием властей федерального уровня, то теперь его в буквальном смысле «скинули» на субъекты. И когда федеральной пассажирской компании невыгодно содержать поезда дальнего следования (более 200 км в пути), она в одностороннем порядке отменяет социально значимые маршруты, вынуждая переводить их в разряд пригородных. В таком случае бремя по возмещению выпадающих доходов уже ложится на регион. Так случилось с поездами Архангельск — Онега — Малошуйка и Архангельск — Пукса — Архангельск, которые были разбиты на пригородные. В связи с тем, что проблема является общероссийской, к ее разрешению должна подключиться Федерация. Мы уже готовим соответствующие обращения в Правительство РФ и Министерство транспорта России».
На приведенные претензии со стороны региональных властей в СППК отвечают так: «Выполняя все договорные обязательства, предоставляя услуги по перевозкам пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, пригородная пассажирская компания необходимых платежей не получает, накапливая тем самым задолженность за аренду и ремонт подвижного состава, выплату заработной платы локомотивным бригадам и т.д. На сегодняшний день дебиторская задолженность ОАО «СППК» перед Северной дирекцией моторвагонного подвижного состава составляет 602,76 миллиона рублей (только по Архангельской области). В этой связи пригородная компания сегодня уже не имеет финансовых средств для организации пригородных пассажирских перевозок в полном объеме».