Главное

Решит ли повышение зарплаты педагогам кадровую проблему?

Решит ли повышение зарплаты педагогам кадровую проблему?
Современная школа — это конвейер, с которого снимают тех, кто не вписывается в стандарты.

Об этом сегодня заявил профессор, председатель жюри конкурса «Директор школы — 2011», главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков в ходе видеоинтервью, приуроченного к началу учебного года, отвечая на вопросы журналистов, директоров, педагогов и учеников.

Эксперт поделился своим мнением о том, от чего зависит качество образования и как его улучшить, решит ли повышение зарплаты педагогам кадровую проблему и принесут ли реформы образования позитивные перемены. Ушаков также рассказал, почему стоит защищать всех участников образовательного процесса друг от друга, есть ли шанс на выживание у малокомплектных сельских школ, и что бы он сам сделал, если бы стал министром образования.

Значительная часть поступивших от аудитории вопросов касалась того, почему, несмотря на многочисленные реформы, явных улучшений в жизни школы так и не произошло. Эксперт видит одну из главных причин в модели современной школы: «Та модель школы, которую мы сегодня построили — это то, что можно назвать индустриальной моделью».

Современная школа похожа на конвейер, где ребенка, начиная с первого класса, передают от одного специалиста другому, а на выходе ребенок проходит через отдел технического контроля — через ЕГЭ. Опасность такой системы, по мнению эксперта, в том, что она приводит к узкой специализации всех участников образовательного процесса.

«Конвейер не допускает отклонений от нормы. На конвейере никто не работает с бракованной деталью, ее просто выбрасывают, — делится опасениями Ушаков. — А на школьном конвейере учителя и дети, которые не соответствуют некоторой стандартизованной норме и нарушают работу механизма, — их пытаются с этого конвейера убрать».

По мнению эксперта, узкая специализация грозит тем, что педагоги становятся исполнителями отдельных операций механизма, но при этом не видят целостную картину и конечный результат всей деятельности. Что касается учеников, то «сужение культурных возможностей ребенка, „приговор“ к той или иной специализации на всю жизнь, потом ему очень дорого обойдется, да и всем нам в целом».

Одним из самых популярных среди поступивших вопросов стал вопрос защиты всех участников образовательного процесса. «От кого защищать и кого защищать? Школу от руководства? Детей от учителей? Детей от сверстников? Учителей от директоров? Директоров от учителей? Всех ото всех? — делится Ушаков. — Большое количество вопросов о защите различных групп говорит о том, что все, на самом деле, против всех. Это диагноз низкого социального капитала отрасли и во многом причина того кризиса, в котором мы находимся. Это глобальное недоверие всех ко всем».

Отвечая на вопрос о качестве образования, Константин Михайлович выделил два основных фактора, от которых оно зависит, — это преподавание и руководство. «Если мы будем говорить, от чего зависит качество, совершенно понятно, что есть две ключевые фигуры. Это учитель и директор. Все реформы, которые до сих пор проходили, не касались процесса преподавания. С этой точки зрения, реформы в области образования еще впереди», — отметил Ушаков.

Касаясь проблемы малокомплектных сельских школ, их перспектив, возможности перехода на бюджетное или автономное финансирование, Ушаков высказал мнение, что перспективы у сельских школ есть. Но проблема таких учебных заведений — в оттоке населения из села.

«Мы теряем территории не в результате военных действий, а в результате совершенно определенной политики, в том числе и в образовании», — выражает беспокойство эксперт. Ярким подтверждением опасений послужило пришедшее в редакцию письмо многодетной семьи Логиновых из Карелии. Семья, где растут четыре ребенка школьного возраста, живет в деревне на острове Большой Клименецкий, который практически полностью оторван от цивилизации.

Как в самой деревне, так и в ближайшем населенном пункте, закрыли школу. Детей предлагали забрать в интернат, до которого 40 километров по воде, но родители хотят быть вместе со своими детьми. Если они, последние жители деревни, все-таки из нее уедут, то еще одна территория опустеет.

Один из наиболее болезненных для руководителей школ вопрос — кадровый состав и привлечение молодых специалистов в школу. По мнению Ушакова, даже прибавка к заработной плате кардинально не решит кадровых проблем.

«Заработная плата, несмотря на ее совершенно неприличный уровень, все равно не решает всех проблем, которые стоят перед вашей школой, — обращается Ушаков к директорам. — Дело не только в уровне оплаты. Человек, кроме денег, хочет получать еще и удовлетворение от работы, а это во многом зависит от той среды, которую вы создали и от тех способов реализации на работе, которые вы предоставляете».

«Значительно легче решаются кадровые вопросы в среде с обучающим характером и высоким уровнем доверия», — добавил эксперт.

Среди поступивших вопросов был и следующий: «Представьте, что Вас назначили министром образования Российской Федерации и наделили Вас неограниченными полномочиями. Что бы Вы сделали в первую очередь?». «Если бы я стал министром, я бы предложил год без всяких инициатив», — ответил Константин Ушаков.

Кроме того, в ходе видеоинтервью была объявлена дата финальных мероприятий Всероссийского конкурса «Директор школы — 2011» — они будут проходить в Москве с 22 по 24 ноября. 

5 сентября 2011 17:11
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия