Главное

Национальные интересы России в Арктике должны быть надежно защищены

Национальные интересы России в Арктике должны быть надежно защищены
В Нарьян-Маре состоялось выездное совещание, посвященное состоянию и перспективам развития транспортной инфраструктуры в Российской Арктике.

Его провел секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев. Среди участников совещания — Министр транспорта России Игорь Левитин, Полпред в СЗФО Илья Клебанов и его коллеги из Уральского, Сибирского и Дальневосточного округов, главком ВМФ Владимир Высоцкий, глава Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин, спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, представители многих федеральных структур: МЧС, ФСБ, МВД, Минрегиона и т.д.

Участники совещания, проходившего в Культурно-деловом центре «Арктика», посетили Ненецкую окружную больницу, побывали в оленеводческом стойбище СПК «Харп», осмотрели терминалы «Лукойла» в поселке Варандей. Затем на борту атомного ледокола «Ямал» состоялась Международная конференция, посвященная развитию сотрудничества в Арктике.

В ходе совещания неоднократно подчеркивалась роль Севморпути в реализации арктической политики России. Достаточно сказать, что по прогнозам в 2012 году общий объем грузопотока на нем достигнет пяти миллионов тонн и будет продолжать расти. Таким образом, эта полярная «дорога» сможет стать морским мостом между Европой и Дальним Востоком. Эта роль СМП диктует необходимость усилить меры по защите государственных интересов России в Арктике.

Однако, как отметил Николай Патрушев, состояние транспортной инфраструктуре в этом важнейшем геополитическом секторе не отвечает сегодня необходимым требованиям по защите национальных интересов.

«Неразвитость транспортной инфраструктуры в Арктике препятствует развитию регионов, — заявил на совещании Николай Патрушев. — Сегодняшнее состояние инфраструктуры в Арктике не отвечает необходимым требованиям по защите национальных интересов России. За счет недостаточности современных комплексов транспортировки существенно снижается инвестиционная привлекательность этой главной ресурсной базы страны. Имеющийся терминал Варандей в Баренцевом море, а также коммерческий флот для вывоза углеводородного сырья с терминалов, работающих на шельфе НАО, скорее исключение из общего, весьма сложного положения дел на этом участке работ».

Многие российские средства массовой информации, освещая это неординарное событие, подчеркивали, что «Москва взялась за Арктику всерьез», отмечая особую роль Севморпути как глобальной транспортной артерии, способной составить серьезную конкуренцию южному морскому пути через Средиземное море, Суэцкий канал и проливы Юго-Восточной Азии. При этом акцент делался на выводах Николая Патрушева о том, что сегодняшняя ситуация с транспортной инфраструктурой Арктики нуждается в кардинальных изменениях.

Чтобы Арктический Север России был надежно защищен, необходимы, прежде всего, изменения в законодательстве, касающиеся регулирования торгового мореплавания на трассе Севморпути, государственные меры поддержки морского и речного флота, полярной авиации и аэродромных комплексов и ряд других нововведений.

В связи с этим возрастает роль транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа, прежде всего — арктических портов НАО, аэродромов, особую актуальность приобретает идея строительства железнодорожной магистрали Сосногорск-Индига, связующей заполярный регион с центральной Россией. Губернатор округа Игорь Федоров уверен, что именно Амдерма должна в скором будущем стать столицей Севморпути.

Отвечая на вопросы журналистов, Игорь Геннадьевич остановился, прежде всего, на значимости этого мероприятия для Ненецкого автономного округа.

«То, что выездное совещание Совета безопасности проводится в Ненецком округе, и проходит оно по распоряжению Президента Российской Федерации — это знаково, — отметил губернатор НАО. — Были заслушаны доклады Министра транспорта, Полпреда Президента России в Северо-Западном федеральном округе, руководителей ряда федеральных структур. Мероприятие прошло на высоком уровне».

«Подобное совещание, — это венец долгой плодотворной работы, — продолжил Игорь Федоров. — И не секрет, что основные предложения всегда делаются до совещания. Месяц назад в Нарьян-Маре прошла Морская коллегия, и все предложения Ненецкого округа вошли в протокол док совещания. Те же предложения мы вынесли и на заседание Совбеза. Одним из главных результатов встречи я могу назвать договоренность о том, что уже с начала 2012 года будет создано федеральное казенное предприятие аэропорт «Амдерма». Это позволит не допустить банкротства аэропорта, поддерживать взлетно-посадочную полосу в надлежащем состоянии, обустроить свето-сигнальное оборудование. Все это — рабочие места на градообразующем предприятии, а значит — Амдерма будет жить!»

Анатолий Беднов (ИА «Планета»), 16 августа 2011 16:27
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия