Главное

Архангельский морской порт будет бороться за жизнь

Архангельский морской порт будет бороться за жизнь
Проблем у первого порта России накопилось немало: высокие портовые сборы, неразвитая инфраструктура, низкий грузооборот да и предприятие уже давно убыточно. Но опускать руки пока рано — появились перспективы.

Пути развития Архангельского морского порта обсудили на заседании члены Совета по морской деятельности при губернаторе региона. Чтобы решить, какие меры нужны для реанимирования порта, на встречу собрались специалисты, имеющие прямое или косвенное отношение к морским грузоперевозкам: представители Архангельского морского порта и «Росморпорта», руководители предприятий, которые реализуют отправку грузов, в том числе железнодорожники и транспортники, представители науки и члены регионального министерства транспорта, таможенники и пограничники. В последний раз подобное заседание проходило в начале 2009года, однако теперь работу Совета планируется сделать регулярной — продолжатся собрания межведомственной комиссии.

Задача морского Совета — понять, что нужно сделать, чтобы Архангельский порт стал более привлекательным, грузооборот вырос, и в столицу Поморья все чаще приходили круизные суда. А это — новые рабочие места и денежные поступления в казну региона.

Специалисты разошлись во мнении по самому главному вопросу — стоит ли вообще спасать Архангельский морской торговый порт? Маятник качался то в одну сторону, то в другую.

Некоторые утверждали, что это бессмысленно. Предприятие абсолютно убыточно, ежегодные убытки составляют 400 миллионов рублей. И это несмотря на то, что портовые сборы здесь фантастически большие — самые высокие не только в России, но и в мире. Существующего объема грузооборота в 6,5 миллионов тонн в год недостаточно для выхода на рентабельность. На многих участках морского пути необходимо дноуглубление, но это слишком дорого для Архангельского порта. Перегрузочная техника устарела. Транспортная инфраструктура, примыкающая к порту, развита недостаточно. Тем временем балтийские порты дешевле и располагаются к городам Западной Европы.

Но большинство членов Совета настаивали на необходимости развития. Ведь у порта есть конкурентные преимущества. Это стратегический порт страны, единственный российский морской путь в мировой океан, не зависимый от других государств, чем не может похвастать ни Санкт-Петербург, ни Новороссийск. Навигация здесь круглогодичная, быстро проводится таможенное оформление, хорошо работают службы погрузки и выгрузки, есть возможности для наращивания мощностей, нет задержек на примыкающей железной дороге (в отличие от Мурманска, где ведущая к порту железная дорога загружена под завязку). Нужно просчитать все возможности и начать переговоры с федеральными структурами, считают члены Совета. Предложить, к примеру, из Петербурга, где суда ждут очереди, чтобы встать под погрузку или разгрузку, перенаправить часть грузов в Архангельск. Кроме того, на развитие Архангельского порта может повлиять строительство железной дороги Белкомур и освоение нефтегазовых месторождений Арктики, куда требуется доставка оборудования. Однако большинство высказанных предложений требует серьезных финансовых вливаний государства и бизнеса.

«Развитие Архангельского порта сегодня необходимо, — считает министр промышленности, транспорта и связи региона Эрнест Белокоровин. — Если не будет перспектив у порта, не будет перспектив и у региона. Мы должны снижать портовые сборы и привлекать сюда грузы, углублять дно и принимать суда с большей осадкой. Надо наращивать мощности, ведь наш порт загружен всего на 30-40%. Я не считаю, что нужно опускать руки. Мы разработаем план действий и будем двигаться вперед. Не зря говорят — дорогу осилит идущий».

Любовь Демичева, 30 июня 2011 11:25
© 2003—2024 «Двина-Информ» Полная версия